Юридическая психология — прикладная область психологии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.
Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология рассматривает закономерности и особенности психической жизни субъектов применительно к сфере правовой регуляции.
Предметом юридической психологии выступает психологическая реальность (механизмы, закономерности, феномены) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных, общественных организаций в их влияниях на правовую систему и в зависимостях от неё, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп (по Столяренко А. М.).
Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности, или психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана нормотворчеством, нормоприменением и следование правовым нормам (или нарушение этих норм). (Позднякова В. М.)
Предмет юридической психологии – это психология людей в отношениях с системой права.
Объект юридической психологии – это человек с его психикой и группой людей в системе права, как системе общеобязательных норм охраняемой силой государства.
Цель юридической психологии – построение правового государства и общества.
Специфика: достижение этой цели возможно на раскрытие зависимостей и влияния психологической реальности.
Задачи юридической психологии :
-
вооружение всех работников и граждан достоверными юридико-психологическими знаниями, которые позволят лучше понимать зависимости и пути влияния на них;
-
способствование профессионально-психологическому развитию личности юридических работников и их профессионализму;
-
разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности в решении профессиональных задач и деятельности по укреплению правопорядка.
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: 7
1) Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.
2) Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.
3) Криминальная психология — раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.
4) Следственно-оперативная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.
5) Судебная психология — раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
6) Психология исправительной деятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.
Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.
трасли юридической психологии:
Правовая психология – изучающая особенности правовой социализации и правового воспитания, закономерности развития правосознания. Т.е., что способствует соблюдению правовых норм гражданами данного общества.
Криминальная психология – изучающая особенности личности преступника, закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. Т.е., что оказывает влияние на принятие решения о совершении преступления и его реализации.
Судебная психология – изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению правонарушений. Т.е., что способствует повышению эффективности данных видов деятельности.
Исправительная психология – изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений. Т.е., что способствует изменению криминальной системы ценностей и установок на просоциальные.
За последние десятилетия развитие юридической психологии привело к появлению новых направлений. Так, в рамках криминальной психологии появилась психология потерпевшего, изучающая особенности личности потерпевшего и его роль в криминальной ситуации. Усложнилась структура судебной психологии, в ней различают такие области, как:
психология юридического труда – изучающая особенности профессиональной деятельности юриста, закономерности развития его профессиональных навыков, необходимые профессионально важные качества, влияние условий и характера деятельности на его личность;
психология следственных действий – изучающая влияние закономерностей психических процессов и социально-психологических механизмов взаимодействия на эффективность проведения следственных действий;
психология судебного разбирательства – изучающая закономерностей психических процессов и социально-психологических механизмов взаимодействия на эффективность судебного разбирательства;
судебно-психологическая экспертиза – разрабатывающая научно обоснованные методы диагностики наличия или отсутствия особенностей психической деятельности, имеющих юридическое значение, и определяющая пределы психологического изучения личности, отвечающие задачам установления истины (с одной стороны, область изучения ограничивается юридическими требованиями, с другой стороны, — возможностями психологической науки на данный период времени).
1. Восприятие информации.
Действие реализуется не столько в силу объективного наличия стимула, но и в силу его субъективного отражения в сознании человека. Действие в отношении какого-либо стимула не может быть реализовано, если сам факт его наличия игнорируется. Это может происходить по следующим причинам:
-
дефект функционального состояния или строения соответствующего органа чувств,
-
абсолютные и разностные пороги чувствительности,
-
избирательность внимания и восприятия (сосредоточенность на определенном объекте, выделение его на фоне остальных),
-
психическое состояние (функциональное или эмоциональное состояние человека)
-
психологическая защита (например, вытеснение и подавление)
Так, наличие дефекта функционального состояния или строения органа чувств не позволяет человеку воспринимать адекватно или воспринимать вообще информацию данной модальности, что влечет за собой невозможность учитывать ее при обработке всей имеющейся информации.
2. Обработка информации
Воспринятая информация обрабатывается, и качество обработки информации зависит от:
-
произвольности протекания познавательных процессов,
-
скорости протекания познавательных процессов,
-
сформированности качеств, обусловливающих продуктивность памяти,
-
психологических законов восприятия,
-
сформированности качеств, обусловливающих продуктивность мышления,
-
уровня развития воображения,
-
уровня общих способностей
-
текущего психического состояния
-
имеющихся установок
Итак, начнем с особенностей протекания познавательных процессов. Познавательными процессами называют процессы отражения реальной действительности, обобщения и анализа ее свойств, недоступных непосредственному познанию. Одной из важнейших особенностей данных процессов является их произвольность. Произвольность процессов характеризуется возможностью сознательно его инициировать и завершать, а также контролировать его протекание. Так, например, произвольное внимание характеризуется сознательным сосредоточением и удерживанием в сфере внимания конкретного объекта или группы объектов, а также по желанию переносить внимание с одного объекта на другой. Произвольность процессов связана с возрастом (с раннего возраста до периода зрелости увеличивается, в пожилом возрасте уменьшается) и сформированностью волевых качеств личности.
4. Выбор варианта (принятие решения).
Принимая решение, мы всегда оцениваем вариант с точки зрения:
-
усилий, которые придется приложить,
-
результатов, которых можно будет достичь,
-
результатов, от которых придется отказаться, которых нельзя достичь, реализуя данный вариант,
-
его соответствия принятым социальным нормам (моральным, правовым, этническим, религиозным и т.д.),
-
его соответствия нашим убеждениям, идеалам, ценностям,
-
его соответствия нашему представлению о себе в данной социальной роли и о себе в целом,
-
его соответствия нашим ожиданиям, представлению об идеальном решении данной проблемы.
Далеко не всегда этот процесс полностью осознается, чаще он протекает в свернутой форме. Количеством затраченных усилий обычно оценивается эффективность какого-либо варианта поведения: чем меньше усилий, тем выше эффективность. Количеством достигнутых результатов — продуктивность. Мы склонны считать свои действия продуктивными, если большинство ожидаемых нами результатов было получено. Удовлетворенность достигнутым велика, если мы затратили усилий меньше, чем собирались, а получили – больше. Еще один показатель – цена успеха – это те результаты, которых мы не смогли достичь, поскольку выбрали именно этот вариант. Можно сказать, что оптимальным способом будет тот, что требует наименьшее количество усилий, позволяя достичь наибольшего, пожертвовав наименьшим.
Человек – существо социальное, поэтому не меньшее значение для него имеет отношение окружающих к его поведению, в особенности значимых людей, по сравнению с удовлетворением физиологических и материальных потребностей. Отношение окружающих может удовлетворять или фрустрировать потребности в признании, самоутверждении, социальных контактах. Таким образом, более приемлемыми будут те варианты поведения, которые будут одобрены референтной группой, значимыми людьми. Нередко человек выбирает тот вариант поведения, который, по его мнению, в наибольшей степени будет одобрен значимыми для него людьми. Такая стратегия поведения направлена на завоевание более уважаемого положения в данной группе.
Реализация выбранного решения.
Успешность реализации выбранного решения зависит от:
-
сформированности волевых качеств,
-
уровня мотивации,
-
гибкости поведенческих программ,
В процессе реализации выбранного решения наиболее существенную роль играют такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, организованность, дисциплинированность, исполнительность. Достижение цели во многом зависит от того, насколько ясно человек видит, зачем он выполняет те или иные действия. Если достижение цели ожидается в далекой перспективе, то, начав реализовывать составленную программу действий, то она может сместиться на промежуточную задачу, цель одного из этапов программы, или целью становится не достижение определенного результата, а процесс выполнения определенных действий. Целеустремленность позволяет не терять цели, даже если ее достижение возможно в весьма отдаленной перспективе. Достижение любой цели подразумевает преодоление различных препятствий как внешних (чье-либо противодействие, недостаток ресурсов, изменение ситуации и т.п.), так и внутренних (эмоциональные переживания, утомление, снижение или отсутствие мотивации и т.п.). Настойчивость проявляется в мобилизации имеющихся ресурсов для преодоления возникших препятствий и умении поддерживать это состояние в течение времени, необходимого для их преодоления и достижения цели. В процессе реализации принятого решения могут возникнуть моменты, когда человек начинает сомневаться в возможности достичь цели таким путем, в эффективности предпринимаемых действий, в собственных возможностях. Выдержка помогает сосредоточиться на реализации решения, не отвлекаясь на мысли, эмоции, действия, которые препятствуют этому. Такие качества, как организованность, дисциплинированность и исполнительность описывают способ планирования и выполнения программы действий. Организованность позволяет упорядочить планируемые действия таким образом, чтобы затратить наименьшее количество усилий и времени, дисциплинированность – реализовывать действия в соответствие с принятыми правилами и требованиями (что сокращает время, потраченное на исправление допущенных нарушений и улаживание возникающих вследствие этого конфликтов), исполнительность – реализовывать действия в намеченный или требуемый срок.
Оценка успешности реализации выбранного решения (или оценка достигнутых результатов и последствий своих действий) зависит от:
-
усилий, которые были потрачены,
-
соответствия результатов и последствий имевшимся ожиданиям,
-
соответствия реализации принятого решения в действительности тому, как должно или хотелось поступить,
Удовлетворение результатами имеет место в том случае, когда человек приложил достаточно усилий, чтобы считать их собственной заслугой, с одной стороны, а с другой стороны, эти усилия не превышают значительно то, количество усилий, которое он счел бы приемлемым потратить на достижение этой цели. Чрезмерно малое количество усилий, затраченное на достижение цели, с одной стороны способствует завышению самооценки, с другой стороны, обесценивает то, к чему человек стремился. Чрезмерно большое количество усилий, затраченное на достижение цели, не приносит удовлетворения, поскольку опустошает энергетические ресурсы человека, необходимые и для переживания эмоций в том числе, а также способствует формированию мнения о том, что таких результатов можно было достичь меньшими затратами, что приводит к снижению самооценки, или мнению о том, что цель, требующая такого количества усилий не так привлекательна, как казалось изначально, т.е. способствует обесцениванию цели.
Соответствие достигнутых результатов имевшимся ожиданиям подкрепляет представление человека о себе и оценку своих способностей и возможностей. Если ожидания имели более позитивный характер, чем полученные результаты, то оценка своих возможностей понижается, или причины неуспеха выносятся вовне, т.е. приписываются окружающим, обстоятельствам или высшим силам. Если ожидания имели более негативный характер, то оценка своих возможностей повышается, или причины успеха выносятся вовне («мне повезло», «если бы не Сан Саныч, у меня бы ничего не получилось» и т.п.). Повышает уверенность в себе и соответствие наступивших последствий своих действий тем, которые ожидались. Неудача наносит ощутимый удар по самоуважению человека и требует принятия ответных мер по интеграции нового знания о себе в имеющуюся Я-концепцию, таким образом, чтобы самоуважение пострадало наименьшим образом. Наиболее часто используются такие способы. Во-первых, обесценивание тех качеств, оценка которых должна быть снижена: «Подумаешь! Мне никогда особенно не хотелось быть художником!». Во-вторых, снижение самооценки по соответствующих параметрам может сопровождаться завышением самооценки по другим параметрам: «Да, художник из меня не получился, зато у меня отличный голос». В-третьих, объяснение неудачи независящими от него причинами: «Картина не получилась, потому что кисточки были некачественные, в следующий раз обязательно получится». В-четвертых, используется сравнение себя с другими: «Да, у меня получилось плоховато, но у других-то вообще ничего не вышло!». Использование таких и подобных им стратегий позволяет поддерживать самоуважение на максимально возможном высоком уровне, но при этом мешает адекватно оценить достигнутые результаты, что способствует применению средств, не соответствующих истинным возможностям данного человека.
Планируя свои действия и оценивая возможные их последствия, нередко допускают ошибки, поскольку учесть все возможные изменения невозможно. Но некоторые последствия не принимаются в расчет, поскольку они расцениваются как маловероятные в силу того, что они редко проявляются, или человек считает способным их предотвратить. Отрицание закономерности наступления определенных последствий, например, социальных и в частности правовых санкций, связан с преувеличением оценки своих возможностей и приводит к преувеличению роли случая, удачи и везения в жизни, формированию внешнего локуса контроля.
Психические явления – общепсихологическая категория, включающая в себя формы психического отражения: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы – одна из составляющих структуры сознания. К ним относятся и кратковременные процессы (ощущение, восприятие), и достаточно стойкие психические явления (возникновение мотивов, чувств).
Без усвоения их природы понять психику человека просто невозможно.
Явление психическое – компоненты психической жизни человека, а также закономерности его поведения, которые можно наблюдать.
Сам термин «явление» первоначально употреблялся в философии для обозначения всего того, что можно чувственно ощутить. В психологии это понятие появилось позже и, исходя из названия, ограничено сферой, в которой возможна фиксация процессов – сознание и психическая деятельность.
В зависимости от того, кто может наблюдать психическое явление, оно может быть объективным или субъективным. Сторонний наблюдатель может делать выводы об объективных психических явлениях: например, собеседник делает определенные выводы о характере своего оппонента. Субъективные явления более личные, другой человек не сможет их распознать без толкования самого индивида (его ценности, особенности сознания и т.д). Некоторые психические явления можно одинаково отнести и к субъективным, и к объективным. Так, например, эмоции хорошо заметны, но их суть зачастую понятна только тому человеку, который в данный момент их испытывает.
Отечественная психология предлагает деление психических явлений на три вида: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы – самые сложные для изучения явления, они отвечают за отражение действительности (пример: память). Психические свойства – устойчивые параметры, присущие психике конкретного индивида (пример: черты характера).
Психические процессы – одна из составляющих структуры сознания. К ним относятся и кратковременные процессы (ощущение, восприятие), и достаточно стойкие психические явления (возникновение мотивов, чувств).
Без усвоения их природы понять психику человека просто невозможно.
К познавательным психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, память, мышление, язык и речь, внимание, сознание.
Ощущение – один из простейших психических процессов, представляющий собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения позволяют человеку познавать окружающий мир и способствуют активному психологическому развитию.
Экстероцептивные ощущения в свою очередь бывают контактными (непосредственное воздействие раздражителя на анализатор) и дистантными (воздействие осуществляется на расстоянии). К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, например, вкусовые, осязательные и др. Разновидностью дистантных экстероцептивных ощущений считаются зрительные, слуховые и т.п.
Существуют нижний, верхний и абсолютный порог ощущений. Нижний порог ощущений – это минимальная величина раздражителя, которая способна не вызывать в анализаторе нервное перевозбуждение (ощущение). Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, после которой раздражение перестает ощущаться. Абсолютный порог ощущений у людей неодинаков.
Обонятельные ощущения, Вкусовые ощущения, Зрительные ощущения, Слуховые ощущения, Кожные ощущения, Тактильные ощущения, Ощущение боли
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в их целостности.
Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации о событиях внешнего мира и реакциях организма; психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование его в последующей деятельности.
Мышление есть процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, высшая степень человеческого сознания. Мышление дает возможность понимать то, чего мы не наблюдаем, и предвидеть результаты будущих действий. Благодаря мышлению человек ориентируется в окружающем мире.
Язык есть система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения самосознания личности. Это особая система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт, общественное сознание.
Человек воспринимает действительность с помощью познавательных психических процессов (ощущения, восприятия и др.); при этом важную роль играют психические состояния, которые отражают действительность в форме переживаний (чувства, эмоции и т.д.).
Психическое состояние – это сложное и достаточно стойкое, но проходящее психическое явление, влияющее на жизнедеятельность субъекта в сложившейся ситуации. Психические состояния кратковременны, если сравнивать их с такими особенностями личности, как характер, способности, темперамент. В то же время они продолжительнее ощущений, восприятий и т.д. Однако сами психические состояния различаются по продолжительности. Например, настроение, как правило, длительнее аффекта.
Любое психическое состояние развивается от прошлого к будущему, но выражается в настоящем времени. Характеристика и название конкретного состояния зависят от доминирующих в нем психических явлений. Выделяются эмоциональные (аффекты, страсти, настроения), познавательные (размышления, сомнения, грезы, мечтательность и т.д.) и волевые (решительность, смелость, настойчивость и др.) психические состояния.
Волевые компоненты могут входить в любое психическое состояние, но доминирование их преобразует всю структуру состояния, вступает как самостоятельное состояние.
Например, юридическая деятельность требует от следователя, судьи и др. решительных действий, а внутреннее состояние порой тормозит активность юриста. В данной ситуации юристу приходиться усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и активизировать свои действия.
В самостоятельную группу психических состояний можно отнести те, где доминируют черты характера, особенности темперамента и другие психические свойства личности. Например, активность как черта характера может стать основой состояния активности; особенности темперамента влияют на поведение и психическое состояние индивида в определенных жизненных ситуациях.
К эмоциональным психическим состояниям относятся чувства, эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация, стресс и др.
Человек, будучи существом биологическим и социальным, отражает в сознании объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Своеобразной стороной такого отражения выступают область чувств, эмоциональная сфера личности.
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства подразделяются на практические, моральные, эстетические и интеллектуальные.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью: радость творчества, удовлетворение от познания нового, постоянное стремление к обнаружению оригинального, малоисследованного и т.д. К интеллектуальным чувствам относятся любознательность, любопытство, радость, удивление и др.
Радость – это проявление эмоции удовлетворения. Например, радость у юриста проявляется как в процессе трудовой деятельности (своевременное раскрытие опасного преступления), так и в бытовой сфере (получение удовлетворения от успехов ребенка в школе и т.д.). Высшая форма радости – творчество.
https://studme.org/38649/psihologiya/psihicheskie_sostoyaniya
К психическим свойствам личности относятся потребности, интересы, побуждения, идеалы, темперамент, характер, совесть, стыд, способности.
Потребности суть нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. К. Маркс отмечал: «Ничто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей»[1]. Потребности человека подразделяются на три группы:
- а) естественные, или органические, необходимые для жизни и развития человеческого организма;
- б) потребности в общении, познании и труде, которые нужны для жизни и развития человека как индивида;
- в) иные индивидуализированные потребности, в которых нуждаются жизнь и развитие человека.
Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Интересы определяются потребностями человека и классифицируются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Интересы могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и косвенными.
Идеал – образец, высшая цель. Психологически идеал есть форма направленности личности, воплощенная в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться. Подражать – значит копировать поведение идеализируемого объекта. Стремиться – настойчиво желать, добиваться чего-либо.
Темперамент представляет собой совокупность индивидуальных, относительно устойчивых свойств личности, определяющих динамику психической деятельности: темп, быстроту, ритм, интенсивность психических процессов, состояний.
Правонарушение — это виновное противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность.
Следовательно, речь идет в широком смысле слова о поведении личности, которое соответствует предписаниям юридических норм. Можно смело сказать, что это законопослушное социальное поведение, облаченное в юридическую форму. Правонарушение — это поведенческий акт, это активное действие лиц, а порой в некоторых случаях и пассивное бездействие определенных лиц.
Основной признак, который характеризует любое правонарушение, это его общественная опасность. Сущность общественной опасности определяется через реальный ущерб, причиненный правонарушением, или наличие реальной опасности его наступления. Мысли, психические процессы, убеждения, сколь бы негативными они ни были, преступлениями не являются.
Еще один признак правонарушения — это деяние лица, способного нести юридическую ответственность. Обязательным признаком правонарушения является его противоправность. Это юридическое свойство деяния. Только общественно опасное и виновное деяние признаются противоправным.
По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки.
В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые
-
регулируют динамику психической деятельности в целом;
-
характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
-
имеют устойчивый и постоянный характер;
-
находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;
-
обусловлены общим типом нервной системы.
Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. Темперамент — это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности.
Характер — это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.
https://studfile.net/preview/5185334/page:11/
Социальные группы — это устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же определенные признаки. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.
Людей можно назвать социальной группой, если они:
- понимают, что входят в конкретную группу;
- признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;
- взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды социальных групп
Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по численности; (Малая Средняя Большая)
по характеру взаимодействия;
Первичная Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Вторичная Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
по факту существования;
Номинальная Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.
Реальная Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.
по способу организации;
Формальная Группа, которая существует только в пределах организации.
Неформальная Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
по социальному положению.
Этническая Территориальная Демографическая Профессиональная Религиозная
Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.
Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: «ядро» (а в некоторых случаях — ядра) и «периферию» с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определённому критерию.
Конкретные индивиды могут и обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.
Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.
Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих её качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.
Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).
Композиция (лат. compositio — составление) — организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы — это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.
Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями.
Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, то есть его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нём как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.
Руководство – способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства. Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство. Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).
Она выделяет три стиля лидерства:
авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Исследование К. Левина дало основу для поисков стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.
Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, в обществе в целом, которая характеризуется столкновением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Участники конфликта (субъекты конфликта):
- свидетели — люди, наблюдающие за развитием конфликта со стороны;
- подстрекатели — люди, подталкивающие других участников к конфликту;
- пособники — люди, содействующие развитию конфликта какими-либо способами (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
- посредники — люди, пытающиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.
Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта.
Повод для конфликта — случайная или специально созданная ситуация, способствовавшая началу конфликта.
Виды конфликтов
- по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, повторяющиеся, затяжные;
- по охвату участников: личные, групповые, локальные, региональные, национальные, глобальные;
- по источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные;
- по используемым средствам: насильственные, ненасильственные;
- по форме: внутренние, внешние;
- по влиянию на ход развития общества: прогрессивные, регрессивные;
- по характеру развития: спонтанные, преднамеренные;
- по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические и пр.;
- по типу отношений: внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический); внутри- и межгрупповой (социально-психологический); внутринациональный и международный (социальный).
Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, в обществе в целом, которая характеризуется столкновением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Участники конфликта (субъекты конфликта):
- свидетели — люди, наблюдающие за развитием конфликта со стороны;
- подстрекатели — люди, подталкивающие других участников к конфликту;
- пособники — люди, содействующие развитию конфликта какими-либо способами (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
- посредники — люди, пытающиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.
Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта.
Повод для конфликта — случайная или специально созданная ситуация, способствовавшая началу конфликта.
Причины социальных конфликтов:
- Социальная неоднородность общества.
- Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию и информации и пр.
- Религиозные различия.
- политические взгляды
Американский психолог Кеннет Томас выделил пять основных подходов к разрешению конфликтной ситуации: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Рассмотрим каждый более детально.
Соперничество. Главная цель – навязать свою точку зрения, выгодное для себя решение противной стороне. Применимо в том случае, если ваше решение является конструктивным и несет в себе пользу для коллектива, организации. Либо тогда, когда времени, чтобы договариваться, просто нет.
Компромисс. Обе стороны идут на уступки друг другу, частично отказываясь от своих условий и претензий. Подходит к ситуации, когда противники находятся в равных условиях, когда допустимо принятие временного решения или есть опасность потерять все.
Приспособление. Отказ от своих требований в вынужденной или добровольной форме. Часто это происходит из-за того, что одна из сторон осознает свою неправоту, хочет сохранить хорошие отношения с оппонентом или попросту из-за пустяковости спора. Принудить принять такое решение может осознание неизбежности поражения или вмешательство третьей стороны.
Уход. Избегание конфликта, попытка выйти из него при минимальных потерях. Правда в итоге противостояние никак не разрешается. В лучшем случае — оно просто угаснет. В худшем – претензии будут накапливаться в скрытом режиме и затем выплеснуться в еще более сильный конфликт.
Сотрудничество. Наиболее эффективный метод разрешения конфликтной ситуации. Заключается в конструктивном разборе проблемы, отношении ко второй стороне не как к сопернику, а как к коллеге. Совместный поиск лучшего решения.
В настоящее время правовая психология является структурным элементом юридической (судебной) психологии.
Правовая психология выделилась из общей психологии и тесно связана с ней методами исследования, научным объяснением психических явлений (психических процессов, состояний, свойств). Она в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции (заметим, что психическая деятельность людей в сфере правового регулирования приобретает специфические черты). Это научно-практическая дисциплина, изучающая психологические закономерности системы «человек – право», разрабатывающая рекомендации, направленные на повышение эффективности данной системы.
Перед правовой психологией стоят следующие задачи:
- • изучение психологических явлений и закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества, правосознания, правоприменения;
- • исследование психологических предпосылок эффективности правовых норм, специфики вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступника, мотив, цели, аффект, душевное волнение и др.) и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и др.) отношения;
- • определение психологических направлений исследования личности преступника и жертвы, изучение психологии формирования и ликвидации преступных групп, психологии лидера, психологии несовершеннолетних и др.;
- • анализ психологических закономерностей деятельности исполнительных учреждений в целях разработки рекомендаций по исправлению и перевоспитанию осужденных (раскрытие сущности осужденного в период адаптации к исправительному поведению), психологических основ подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы;
- • исследование психологии юридического труда (профессионально важных психологических качеств личности юриста, его профессиограммы и др.), разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в этих органах.
Теоретические основы правовая психология заимствовала из философии, естественных и правовых наук.
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.
Обычаи, ритуалы, традиции
Нормы морали, или этические нормы; Правовые нормы; Религиозные нормы; Нормы эстетики;
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
- является общим для всех членов общества,
- направлено на регулирование общественных отношений,
- имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
- возникло в процессе исторического развития,
- действует непрерывно,
- соответствует типу культуры и социальному устройству общества.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:
- Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
- Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
- Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
- Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
- Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
- Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.
ичность преступника — это совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющая уголовно-правовое значение.
Необходимо учитывать взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием личности преступника.
Элементы структуры личности:
- социальный статус личности — принадлежность лица к определенному классу, группе;
- социальные функции личности — совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений как гражданина, семьянина и т. д.;
- нравственно-психологическая характеристика — отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.
Этапы развития личности преступника:
- формирование личности преступника, связь с конкретной жизненной ситуацией до и во время совершения преступления;
- личность преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением;
- личность преступника в период отбывания наказания.
Структура личности преступника включает в себя следующие признаки:
- биофизиологические;
- социально-демографические;
- психологические, нравственные;
- социально-ролевые;
- уголовно-правовые;
- криминологические.
Биофизиологические признаки — пол, возраст, состояние здоровья, природные свойства нервной системы и т. д. Эти признаки определяют индивидуальность личности.
Социально-демографические признаки — пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности и т. п.
Возрастная характеристика позволяет определить особенности преступности в различных возрастных группах.
Образовательная интеллектуальная характеристики во многом влияют на характер преступления.
Для криминологического исследования имеют значение данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т. д.
Наиболее криминогенная социальная группа — лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.
Нравственные и психологические признаки определяют мировоззренческие и нравственные черты и свойства личности, его взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п. Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер.
Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная мировоззренческая позиция.
Психические аномалии как криминогенный фактор, отраженный в ст. 22 УК РФ, представляют собой психические расстройства, не достигшие уровня психоза, но вместе с тем ограничивающие возможность в полной мере осознанно руководить своими действиями во время совершения преступления. По точному смыслу закона к психическим аномалиям не могут быть причислены психические состояния, исключающие вменяемость, акцентуации личности или характера, характерологические особенности и тому подобные состояния, которые могут быть учтены в рамках других уголовно-правовых норм. С этой точки зрения психические состояния (в психиатрическом понимании) можно разделить на те, которые относятся к норме, к психическим аномалиям и к патологии. При этом способность осознавать характер совершаемых действий, их последствия и руководить ими снижается от полноценной и адекватной (в норма) к ограниченной (при психических аномалиях) и ее полному отсутствию (при патологии).
Роль психических аномалий в совершении преступления заключается в том, что:
во-первых, психические аномалии провоцируют раздражительность, агрессивность и жестокость, которые способствуют совершению насильственных преступлений;
во-вторых, психические аномалии снижают волевые процессы, повышают внушаемость, ослабляют действие контрольных механизмов психики и тем самым облегчают переход к преступному поведению;
в-третьих, психические аномалии препятствуют нормальной социализации личности, усвоению социальных норм и ценностей, установлению нормальных связей и отношений, в том числе трудовых, что повышает вероятность совершения противоправных действий,
в-четвертых, в неблагоприятных условиях психические аномалии снижают сопротивляемость к воздействию определенных ситуаций.
Согласно многолетним статистическим данным Центра судебной психиатрии им. Сербского, судебно-психиатрическую экспертизу проходят около 10-12% от числа привлекаемых к уголовной ответственности, а от числа прошедших экспертизу не более 10% оказываются невменяемыми. Между тем, среди лиц, признанных вменяемыми, велико число лиц с пограничной психической патологией (расстройствами личности, умственной отсталостью, остаточными явлениями органических поражений головного мозга и т.д.). По разным данным число таких лиц среди осужденных варьируется от 20 до 50% (это связано с различиями в перечнях психических расстройств, учтенных при оценке). Таким образом, можно говорить о том, что среди лиц, совершивших преступление, каждый третий, а то и каждый второй, имеет те или иные симптомы психических аномалий.
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.
Следует отметить, что чем значительнее роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает наиболее ярко, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие иногда до степени аффекта, так как воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости. Надо иметь в виду, что около 75—80% преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины и условия возникновения конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления.
Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах:
- 1) «статическая область» — это возраст, пол, национальность, служебное положение и т. д.; ряд этих признаков требуется выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях) и т. д.;
- 2) «динамическая область», т. е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, и связь этого поведения с поведением преступника.
К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относятся анализ следственной и судебной статистики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.
Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:
- 1) влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия;
- 2) индивидуальных особенностей личности.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.
Профессиональная деформация может быть:
Физиологической: когда специфические условия труда и образ действий на рабочем месте приводят к изменениям в организме. Например, остеохондроз позвоночника у людей с сидячей работой или искривление бедер у наездников.
Психологической: когда профессия накладывает отпечаток на особенности личности. Например, дизайнеры, которые замечают графические изъяны рекламных вывесок или дорожных знаков.
Психологическая профдеформация может приводить к разным изменениям личности:
Общепрофессиональные. Те, которые свойственны всем или многим представителям данной профессии.
Индивидуальные. Обусловлены, в первую очередь, личными особенностями: когда профессиональная деятельность лишь усиливает те отклонения, которые уже были.
Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, развитие организаторских способностей и лидерских качеств у тех, кто становится руководителем.
При этом изменения могут быть и положительными. Например, люди, чья работа связана с транспортом и авиацией, становятся более пунктуальными, а врачи тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы начинаются, когда эти изменения принимают форму обсессии или даже зависимости.
Судeбно — психиатрическая экспертиза (СПЭ) — это вид судебной экспертизы, проводимый с использованием специальных знаний в области психиатрии. Врачи психиатры судебно-психиатрической экспертизы должны диагностировать возможное душевное расстройство обвиняемого, подозреваемого, пострадавшего или свидетеля, определить его тяжесть и в необходимых случаях рекомендовать лечение. Экспертизы регулируются Уголовным, Гражданским кодексами, а также инструкциями различных ведомств.
Цель судебно-психиатрической экспертизы – оценить и дать экспертное заключение психическому состоянию подэкспертных (субъектов уголовного или гражданского процесса) во время совершения тех или иных действий, при проведении экспертного обследования и обострении психического заболевания.
Основными задачами судебно — психиатрической экспертизы являются:
а) определение психического состояния обвиняемого, подозреваемого, подсудимого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;
б) дача заключений о необходимости применения предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или совершившим такие деяния в состоянии вменяемости, но заболевшим после совершения преступления душевной болезнью, лишающей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, если эти лица по характеру совершенного ими деяния и своему болезненному состоянию представляют опасность для общества;
в) определение психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
г) определение психического состояния истцов, ответчиков, лиц, в отношении которых судом решается вопрос об их дееспособности, а также граждан для установления, могли ли они понимать значение своих действий и руководить ими при совершении гражданско — правовых сделок.
д) при необходимости консультирование работников судебных и следственных органов по вопросам судебной психиатрии.
Судебно-психиатрическая экспертиза бывает амбулаторной, стационарной и посмертной.
Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза производится по решению суда или постановлению следственных органов.
Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза производится по решению суда.
Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза производится на основании определения суда.
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: 7
1) Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.
2) Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.
3) Криминальная психология — раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.
4) Следственно-оперативная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.
5) Судебная психология — раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
6) Психология исправительной деятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем, изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.
Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным областям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.
Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование объективно обусловлено социальными и социально-психологическими закономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом.
Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности.
В настоящее время правовая психология является структурным элементом юридической (судебной) психологии.
Правовая психология выделилась из общей психологии и тесно связана с ней методами исследования, научным объяснением психических явлений (психических процессов, состояний, свойств). Она в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции (заметим, что психическая деятельность людей в сфере правового регулирования приобретает специфические черты). Это научно-практическая дисциплина, изучающая психологические закономерности системы «человек – право», разрабатывающая рекомендации, направленные на повышение эффективности данной системы.
Перед правовой психологией стоят следующие задачи:
- • изучение психологических явлений и закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества, правосознания, правоприменения;
- • исследование психологических предпосылок эффективности правовых норм, специфики вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступника, мотив, цели, аффект, душевное волнение и др.) и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и др.) отношения;
- • определение психологических направлений исследования личности преступника и жертвы, изучение психологии формирования и ликвидации преступных групп, психологии лидера, психологии несовершеннолетних и др.;
- • анализ психологических закономерностей деятельности исполнительных учреждений в целях разработки рекомендаций по исправлению и перевоспитанию осужденных (раскрытие сущности осужденного в период адаптации к исправительному поведению), психологических основ подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы;
- • исследование психологии юридического труда (профессионально важных психологических качеств личности юриста, его профессиограммы и др.), разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в этих органах.
Теоретические основы правовая психология заимствовала из философии, естественных и правовых паук.
Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к действию. В широком смысле мотивация — это функция управления, процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или личных целей.
Мотив – психологические импульсы, побуждающие человека к активной деятельности. Это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
В этом плане мотивами могут быть:
1) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений;
3) стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;
4) сильная потребность в чем-то;
То есть, «любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом»
Различают внутренние и внешние мотивы. Мотивы характеризуют волевую сторону поведения. Особенности мотивационной сферы:
· мотив порождается определенной потребностью;
· имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;
· мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.
Стимулы – внешние условия (обстоятельства), воздействующие на поведение человека
Исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Мотивация может осуществляться различными методами: разъяснением, воспитанием, личным примером, системой поощрений и наказаний и т.д. Эффективность мотивации оценивается по результатам деятельности сотрудников и организации, по характеристикам, определяющим отношение к труду (усилия, старание, настойчивость, внимательность, добросовестность, контактность и др.).
Существуют две основные формы мотивации: по результатам и по статусу.
Мотивация по результатам обычно применяется там, где можно сравнительно точно определить и выделить результат деятельности сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы.
Мотивация по статусу (рангу) основана на интегральной оценке деятельности сотрудника, учитывающей его квалификацию, отношение к работе, качество труда и другие параметры, определяемые спецификой деятельности человека и организации. Выбор той или иной формы мотивации определяется не столько содержанием работы, сколько принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой.
В психологии особое внимание уделяют мотивации, поскольку она позволяет оказывать влияние на деятельность других людей. Так называемая «искусственная мотивация» — это воздействие оказываемое другими людьми на вас с той или иной целью В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
1 Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
2 Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.). Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее будет являться активность сама по себе.
3 Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.). Отрицательная мотивация — связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области.
4 Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.). Чем больше знаний имеет человек, чем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд. В интересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свой психологический потенциал. Увлеченные люди привносят изменения в сам труд, чтобы сделать его еще более интересным и радостным. У таких людей налицо положительная мотивация к труд
Под элементами, входящими в юридический состав правонарушения, принято понимать объект и субъект правонарушения, а так же объективную и субъективную сторону правонарушения.
1. Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
2. Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними. Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.
3. Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.
4. Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности. Объект может быть общий, родовой, видовой, непосредственный.
Общим объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: права и свободы граждан, здоровье населения, собственность, природная среда, транспорт, связь и информация, коммерческая деятельность, институты государственной власти, порядок управления, общественный порядок и общественная безопасность и др.
Каждое конкретное правонарушение имеет видовой, непосредственный объект посягательства.
Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправное деяние (действие или бездействие), указывает на его антиобщественную направленность, противоправность, последствия и причинную связь между совершенным деянием и наступившим результатом.
Авторитаризм характерен для руководителей, которые в принятии решений руководствуются только своими знаниями и компетенциями. Они не интересуются мнением сотрудников, даже если оно конструктивное и взвешенное. Манера передачи информации схожа с армейскими порядками, где есть приказ и неподчинение приведет к последствиям (чаще финансовым, реже к увольнению). Административные рычаги воздействия на подчиненных здесь имеют особое значение и используются постоянно. Такие люди у руля компании привыкли решать все самостоятельно, не опираясь на знания и опыт людей рядом.
Еще один вариант, чуть мягче, когда управленец играет роль наставника, мудрого «отца» коллектива. Он выслушивает идеи, предложения, но пользуется ими чрезвычайно редко. Полноценно истинное положение дел раскрывается в критичной ситуации, когда надо действовать быстро. Начальник переходит на приказной порядок действий, не принимая возражений и предостережений.
ПРЕИМУЩЕСТВА АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ В УПРАВЛЕНИИ
- Растет внутренняя ответственность руководителя. Возрастает способность принимать быстрые решения, оперативно перерабатывать информацию. Эти навыки полезны, когда нет времени советоваться и консультироваться, нужно действовать быстро и четко.
- Обдуманные действия со стороны руководителя, выверенные и точные решения вызывают уважение со стороны сотрудников. Если управленец действует умеренно, приводит команду к успешному завершению проекта благодаря своим компетенциям и знаниям, он зарабатывает непререкаемый авторитет. Под таким началом готовы работать многие, слабые звенья уволятся самостоятельно, пустые места заполнятся другими специалистами.
- В том, что подчиненные перестают участвовать в процессе есть преимущество – энергия тратится только на выполнение прямых обязанностей, без отвлечения на поток мыслей и идей. Появляется ощущение уверенности, понимание того, что будет завтра. Многих такое положение дел устраивает.
- Строгий контроль позитивно влияет на производительность.
ЧЕМ РИСКУЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ
Если строгий стиль управления выводится как постоянная схема, управленец рискует получить негативные последствия.
- Отсутствие разных точек зрения на работу компании приводит к тупику. Невозможность воспринимать чужое мнение грозит тем, что в один день сотрудник не скажет о браке на производстве, ошибке в системе расчетов или других важных нюансах. Побоится услышать жесткую критику, получить взыскание или из личных соображений. В результате цель не будет выполнена, а ответственность ляжет на плечи руководителя. Сотрудники будут думать, что работают под началом некомпетентного менеджера. Начальник же станет уверен, что подчиненные не заслуживают доверия, продолжит ставить жесткие рамки.
- Ресурсность руководителя постоянно находится под угрозой. Нагрузка огромна, все стадии организационного процесса находятся под его началом, постоянная ответственность за все происходящее изматывает. Такой человек почти не расслабляется, даже в отпуске он постоянно на телефоне или в Интернете, контролирует, раздает указания. Если сотрудник наемный, потребуется постоянная финансовая поддержка, чтобы удержать его и сохранить мотивацию.
- Один человек не может выдавать тысячи идей, которые могут родиться в коллективе. Нет возможности рассмотреть проблемы со всех сторон, видение ситуации, целей ограничены точкой зрения руководителя. Талантливые сотрудники не выдерживают равнодушия и критики, уходят к конкурентам, где могут полностью проявить свои способности.
- Напряженная атмосфера в коллективе. Нет права на ошибку, помощь или сочувствие. Персонал работает «каждый сам за себя», нередко проявляются мошенники, желающие нажиться и уйти из компании. При отсутствии начальства, вся цепочка действий работает по инерции, а после распадается.
Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.
Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:
- криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
- психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
- психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.
Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний. Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов — психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.
Психопатиям возбудимого круга свойственна необыкновенно сильная эмоциональная возбудимость, проявляющееся приступами гнева, ярости по любому, даже незначительному поводу, при этом больные могут совершать опасные действия. Агрессия их чаще направлена во вне, на обидчиков, близких, реже на себя (последнее выражается в нанесении себе порезов, повреждений, иногда попытка к самоубийству). По мере угасания эмоциональных вспышек у больных часто появляются элементы критического отношения к себе, хотя, как правило, они считают себя во всем правыми, пытаются как-то сгладить впечатление от неправильности своего поведения, дают обещания впредь «вести себя хорошо». Однако намерения не выполняются и новая эмоциональная вспышка приводит к конфликту с окружающими. Для всех психопатических личностей возбудимого круга независимо от возраста весьма характерны периодические возникающие дисфории (периоды беспричинного тоскливо-злобного настроения), во время которых они могут прибегать к употреблению алкоголя или наркотиков. Дети в этом состоянии часто совершают побеги из дома. Психопатические личности возбудимого круга очень трудны в обществе, доставляют много неприятностей окружающим и себе, в связи с чем не удерживаются в коллективе, часто меняют место работы.
Делятся на астенические и психастенические.
Астенический вариант. Для этого вида психопатии характерны повышенная утомляемость, сочетающееся с чрезмерной чувствительностью и впечатлительностью, застенчивость, повышенное чувство робости, неуверенности, чувство неполноценности, которые усиливаются в обстановки, требующей принятия решений. Больные очень исполнительны, ответственны, при выполнении работы всегда утомляемы, избегают перегрузок. При встречи даже с небольшой трудностью они впадают в отчаяние, у них нарушается настроение. Характерен постоянный самоанализ, самобичевание, убежденность в своей несостоятельности, никчемности, малодушию, слабохарактерности. Особенно резко их состояние ухудшается в ситуации наибольшего напряжения (экзамены и др.) К длительному психическому напряжению, усидчивой работе они не способны именно из-за повышенной утомляемости. Под влиянием неблагоприятных условий они легко теряют настроение, впадают в отчаяние. В тоже время в щадящих психических условиях, доброжелательных к ним отношения со стороны коллектива, больные продуктивно работают.
Психастенический вариант. Страдающие психастенической психопатией отличаются крайней нерешительностью, тревожностью, мнительностью. Эти черты усиливаются при принятии решений. От астенического варианта их отличает наклонность к мучительным сомнениям и к болезненному мудрствованию (умственная жвачка), потери чувства реальности над происходящей ситуацией. При этом события, подчеркнутые из книг и кинофильмов, для больных более значимы, чем события реальной жизни. В этом подчеркивается их мнительность. Такие больные нередко живут в мире грёз, мечтаний. В условиях сложных жизненных ситуациях (стихийные бедствия, войны), страдающие психастенией могут проявить черты мужества, собранности. В коллективе, где с ними считаются, их понимают, больные успешно работают, очень ответственны, исполнительны. Под влиянием длительных астенизирующих факторов внешней среды (стрессы, интоксикации, тяжелые соматические заболевания) может легко возникнуть еще большее заострение тревожно мнительных черт характера, развитие невроза.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза – это экспертиза, проводимая комиссией экспертов (психиатрами и психологами) на основе использования специальных познаний в психологии и психиатрии в целях анализа обстоятельств происшествия, имеющих значение для дела. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза сочетает в себе использование возможностей судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз, и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза необходима для точной оценки результатов влияния возрастных, эмоциональных и личностных факторов на психическое состояние. Комплексные психолого-психиатрические экспертизы назначаются достаточно часто: до 15% всех экспертиз.
На современном этапе развития комплексных исследований к основным предметным видам КСППЭ относятся следующие.
1. Установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подозреваемого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.
2. Определение вида и глубины эмоциональных реакций (аффекта) у обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний. Необходимость в КСППЭ эмоциональных состояний возникает, когда у следователя и суда появляется предположение, что аффективное напряжение могло ограничить способность субъекта в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в момент совершения правонарушения.
3. Установление у несовершеннолетнего обвиняемого, достигшего возраста уголовной ответственности, отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Основанием для назначения КСППЭ в подобных случаях являются признаки замедленного психического развития несовершеннолетнего, проявляющиеся в недостаточном осмыслении противоправности своего поведения, его неадекватной нравственной оценке, легкомысленности поступков, недостаточной способности предвидеть их последствия для себя и окружающих, облегченности суждений.
4. Установление способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания. Необходимость в КСППЭ может быть обусловлена не только наличием у свидетеля или потерпевшего психического расстройства, ограничивающего его юридически значимые способности, но и потребностью в оценке его личностных качеств.
5. Установление способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление обвиняемому. Наиболее часто данный вид КСППЭ назначается в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях.
6. Установление психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством; определение возможных причин развития этого состояния и связанной с ним предрасположенности к самоубийству.
7. Установление психического состояния лица, совершившего сделку.
Волевые качества — это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них — сила и стойкость воли, целеустремленность.
- Сила воли — степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.
- Стойкость воли — уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.
- Целеустремленность — степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.
Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.
Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами — мышлением, умом, интеллектом.
Процесс развития структуры социума состоит из двух составляющих, гармонично связанных между собой:
Социальная интеграция: это процесс выстраивания связей между социальными институтами, общественными группами, различными уровнями власти, тенденцию к выравниванию характеристик социально-экономического развития регионов, социальных классов, общественных групп в отличие от социальной дифференциации. Требуется особо выделить, что интеграция положительно влияет на социальную защищенность граждан той или иной страны или региона.
Социальная дифференциация: противоположна процессу интеграции. Уровень дифференциации оказывает прямое влияние на положение различных социальных классов и групп, общую социальную устойчивость, остроту различных социальных проблем и необходимость в проведении определенных мер социальной защиты особых групп граждан.
Еще один структурный процесс, названный социальной мобильностью, тесно связан и с интеграцией и дифференциацией. Мобильность может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Она означает перемещение человека или социальной группы из одного слоя или класса в другой («вверх» или «вниз») или в пределах одного и того же класса, слоя.
1 thought on “Юридическая психология (вопросы экзамен)”