Правовое воспитание в школе (вопросы к зачёту)

Вопросы к зачёту

1. Теория правового воспитания

1. Предмет, цели и задачи методики правового воспитания.

Правовое воспитание основано на сознательном восприятии правовых законов, правовых норм и ответственности.

Правовое воспитание — это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества с целью повышения их правосознания.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

Одна из главных целей правового воспитания — выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Цели правового воспитания
1. Достичь прочных познаний человека о законодательстве, обязанностях и правах человека и гражданина. Знание законодательства позволит сформировать уважение к
нему, а также выработать систему ценностей,
2. Повысить авторитет Законодателя. Позволит преодолеть правовой нигилизм,
3. Создать устойчивую ориентацию на правильное поведение, привычек законопослушности, навыков участия в правосудии, и создание нетерпимости к нарушению законодательства.

Задачи правового воспитания

Представляется весьма важным определить задачи правового воспитания. К ним относят:

  • Распространение информации среди жителей страны,
  • Приобретение знаний в области права с последующим их преобразованием в убеждения и уважение к закону,
  • Воспитание правовой активности,
  • Создание правильных установок, убеждений и взглядов,
  • Развитие интересов к праву,
  • Развитие навыков правомерного поведения.

[свернуть]

2. История становления правового воспитания в отечественном образовании.

С кон. XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в училищах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.

Вопросы воспитания гражданской добродетели и законопослушания освещены в трактате А.Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов. В XIX столетии в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демократические круги (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности».

Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на подходе «государственной» школы. В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права». Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если европейских странах акцент делался на воспитании члена гражданского общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (например, курс «Граждановедение» во Франции, 2-я пол. XIX в.), то в России главной задачейявлялось законопослушание верноподданного гражданина. В нач. XX в. подходы русских и зарубежных педагогов к роли права значительно сблизились. ВРоссии появился перевод 26-го изд. учебной книги Г.О. Арнольда-Форстера – «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании.

А.С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. XX в. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в советском обществе 30-хгг. XX в. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Многие педагогические идеи или не были реализованы или искажались. В послевоенные годы правовое воспитание было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР.

В 40-х – нач. 50-х гг. XX в. педагогические разработки проблем правового воспитания ограничивались, главным образом, методикой школьного преподавания основных положений советской конституции. Различные модели правового воспитания в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых советских исследователей гражданского и правового воспитания Д.С. Яковлева отмечала специфические задачи правового воспитания (1970): приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистической законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений1. Однако, такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70-80-х гг. XX в. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг. Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед правовым воспитанием нереальные задачи.

Задачи правового воспитания в РФ требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практической методики. Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания. Необходима интеграция различных знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка.

[свернуть]

3. Правовое образование как целостный процесс воспитания и обучения праву.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Признаки правового обучения:

— целенаправленный процесс. Его конечный результат – правовая обученность личности. Обучение может быть ориентированно на получение общегражданских. профессиональных знаний и навыков;

— планомерный процесс. Оно осуществляется по заранее составленному учебному плану, программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения;

— организованный процесс. Определены срок обучения, перечень осваиваемых учебных дисциплин, виды занятий (лекции, семинары, уроки и т.д.), формы контроля (экзамены, зачёты);

— формирование и развитие системных правовых знаний, навыков и умений. Даётся целостное представление о правоведении как многогранной науке, учебной дисциплине. Раскрывается соотношение (общее, особенное и взаимодействие) между различными явлениями и понятиями. В процессе обучения не меньшее внимание должно уделяться формированию и развитию правовых навыков и умений практической деятельности;

— сопровождается констатацией наличия, у обучающегося образовательного уровня (ценза) и выдачей ему по итогам обучения документа (диплома, аттестата).

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения с целью формирования и развития правовой активности личности. Оно раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение в обществе.

Признаки правового воспитания:

— представляет из себя систематическую деятельность. Правовое воспитание должно проводиться постоянно, непрерывно, а ни от случая к случаю или стихийно. Начинается с детства и длиться всю жизнь;

— проводится социальными институтами, лицами. Правовыми воспитателями являются: органы законодательной (правотворческой), исполнительной, судебной власти, прокуратура, милиция, учреждения образования, общественные организации. Воспитательной работой должны заниматься профессионалы-юристы судьи, следователи, адвокаты, нотариусы и т.д. Вообще круг правовых воспитателей достаточно широк;

— направлено на передачу: нравственно-правовых идеалов, ценностей; опыта правового поведения;

— целью правового воспитания является развитие внутренней готовности к активной правомерной деятельности.

В результате правового воспитания у личности должно сформироваться:

— развитое нравственно-правовое мировоззрение, мышление;

— система нравственно-правовых ценностей и принципов;

— уважительное отношение к морали, праву, закону, органам представительной и исполнительной власти, суду, правоохранительным органам;

— понимание личностного смысла («значение для меня») нахождения индивида в правовом пространстве, предпочтительности выбора юридических форм и средств поведения.

— способность отличать правомерное поведение от неправомерного;

— негативное отношение к правонарушениям.

[свернуть]
4. Цели, задачи и функции правового воспитания.

Цели правового воспитания
1. Достичь прочных познаний человека о законодательстве, обязанностях и правах человека и гражданина. Знание законодательства позволит сформировать уважение к
нему, а также выработать систему ценностей,
2. Повысить авторитет Законодателя. Позволит преодолеть правовой нигилизм,
3. Создать устойчивую ориентацию на правильное поведение, привычек законопослушности, навыков участия в правосудии, и создание нетерпимости к нарушению законодательства.

Задачи правового воспитания

Представляется весьма важным определить задачи правового воспитания. К ним относят:

  • Распространение информации среди жителей страны,
  • Приобретение знаний в области права с последующим их преобразованием в убеждения и уважение к закону,
  • Воспитание правовой активности,
  • Создание правильных установок, убеждений и взглядов,
  • Развитие интересов к праву,
  • Развитие навыков правомерного поведения.

Функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков, умений;

2) формирование правовых идей, чувств, убеждений в правосознании воспитуемых, выработка правовой установки на правомерное поведение;

Правовое воспитание протекает в правовом поле, в регулируемых правом сферах общественных отношений.

Не следует смешивать правовое воспитание и правовое регулирование, хотя они и взаимосвязаны.

[свернуть]

5. Особенности современного правовоспитательного процесса.

https://studfile.net/preview/9858754/page:10/

[свернуть]

6. Особенности механизма правового воспитания обучающихся.

Правовое воспитание личности — это целенаправленный, организованный, преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Механизм правового воспитания.

Правовое формирование личности — это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет две основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности.

Специфика правового воспитания состоит в следующем:

  • 1) его исходной базой выступает система правовых норм;
  • 2) до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания;
  • 3) оно основывается на возможности государственного принуждения;
  • 4) это воздействие осуществляется на все субъекты права;
  • 5) оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов;
  • 6) правовое воспитание осуществляется лицами, имеющими юридическое образование.

Цели, задачи и реализация правового воспитания.

Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства — т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

Выпускник школы должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении) на уровне следующих тем и вопросов:
  • 1. Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
  • 2. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
  • 3. Федеральное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
  • 4. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
  • 5. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Фактически, содержание образования представляет собой курс основ государства и права, с ориентацией на практическое применение знаний. Такое правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания.

[свернуть]
!!!!!7. Теоретические основы отбора содержания правового образования и воспитания.

 

[свернуть]
!!!!8. Значение межпредметных связей в правовом воспитании обучающихся.
[свернуть]
!!!9. Комплексность правового воспитания.

Комплексность – предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра – трудолюбие, послезавтра – чуткое и внимательное отношение к людям.

[свернуть]
10. Понятие правосознания, его структура и виды.

Правосознание – отношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание – одна из форм общественного сознания, подчиняющаяся тем же закономерностям, но есть и особенности правосознания:

  • в нем отражаются только государственно-правовые явления;

  • способ отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев;

Структура правосознания:

Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность.

Функции правосознания:

  • познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации;

  • оценочная – оценка юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности (ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации). Правовая установка определяет правовую ориентацию личности (внутренняя программа действий в юридически значимой ситуации);

  • регулятивная – выработка определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации. Результат проявления регулятивной функции – поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания по субъектам-носителям:

  • индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей;

  • групповое (коллективное) – отражает специфику той или иной социальной группы – можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.;

  • общественное – связано с характером отношения к праву в обществе; непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее.

Виды правосознания по уровням:

Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности.

  • обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права;

  • научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности;

  • профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе.

[свернуть]
11. Пути повышения правосознания подростков.

Эффективным инструментом организации правового воспитания в школе может служить программа мероприятий, направленных на несовершеннолетних, их родителей и педагогических работников.

Работа с родителями должна быть направлена на максимальное вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс — родитель должен стать полноправным участником правового воспитания. Работа с педагогическими работниками подразумевает постоянное повышение уровня знаний, организация поддержки реализации их творческих замыслов в данном направлении.

Работа с подростками должна включать не только изучение правовых понятий и явлений, но и создание условий для развития заинтересованности в понимании устройства общества, формирования ценностей семьи, государства, права. Важно также учитывать, что сегодня реальная жизнь подростка вымещается жизнью виртуальной: именно там они заводят друзей, находят кумиров, получают информацию, делятся своими эмоциями и чувствами, формируют идеалы и ценности. Поэтому мероприятия программы должны в большей степени быть сконцентрированы в пространстве социальных сетей и включать в себя современные информационные технологии.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что несмотря на множество применяемых в школах форм и методов работы по правовому воспитанию подростков, ввиду участившихся случаев правовой деформации, нигилизма или, наоборот, излишней вовлеченности в политические процессы, проблема ее эффективности все же существует. Используя такой инструмент как программа мероприятий, комплексно осуществляя работу с родителями, педагогами и обучающимися, возможно снизить риск возникновения негативных тенденций среди подрастающего поколения, воспитать подростков достойными гражданами своей страны.

[свернуть]
12. Становление гражданского общества как обязательного составляющего развития правовой культуры.

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государст-
ва – в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяется большинством современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства.

Гражданское общество – это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок – не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.

Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.

Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

– не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

– нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;

– политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;

– ставится под сомнение свобода слова и прессы – через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям и др.

[свернуть]

13. Правовая идеология современной России.

14. Содержание правовой культуры.

Правовая культура предполагает, прежде всего, наличие правовых ценностей, без которых она невозможна. Под ценностями в литературе, обычно принято считать предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала12.

Важная роль в демократическом обществе отводится правовым ценностям, к которым, прежде всего, принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отношений. Вместе с тем, правовые ценности – это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.

В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития (например, общие принципы права). На уровне конкретной личности освоение правовых ценностей позволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами общества, государства, а также других граждан.

Иным важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Формирование правосознания происходит под влиянием исторического опыта общества, а также собственного социального опыта различных индивидов и социальных групп.

В этой связи необходимо подчеркнуть, прежде всего, тесную взаимосвязь правовой культуры с правовым сознанием. Главное, что объединяет правосознание и правовую культуру заключается в том, что и то и другое связно с познанием сущности правовых явлений. Вместе с тем, правовая культура выражает именно уровень познания правовых явлений, достижения и ценности в сфере права. Чем глубже и полнее проникновение человека в сущность правовых явлений, тем больше предпосылок для последующего эффективного правового регулирования общественных отношений. Здесь наиболее отчетливо проявляется органическая связь и зависимость правовой культуры от правосознания13.

По уровню отражения социально-правовой действительности выделяют следующие виды правосознания: обыденный уровень (уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве), профессиональный уровень (правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции) и теоретический уровень (характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право).

Существуют такие виды правосознания как:

• Индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

• Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

• Общественное.

[свернуть]

15. Идеи правового государства в трудах античных философов, мыслителях эпохи Возрождения.

Всю историю развития идеи правового государства можно хронологически разделить на ряд периодов:
Античный период;
Эпоха возрождения;
Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;
Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Впервые идеи создания правового государства зародились в античности. В этот период времени государство рассматривают как организацию, которая основана на законе и осуществляет функции публично-властной силы. Таким образом, такое понимание государства является прототипом правового государства. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором, закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.
Аристотель считал необходимым при государственном построении применения принципа разделения властей на три основных составляющих: законодательную власть, судебную и
исполнительную.

Исследователи-гуманисты развили идеи мыслителей античности, касающиеся правового государства. Активно развивались идеи прав и свобод личности, прорабатывались вопросы разделения властей, особое внимание уделялось независимости судебной системы.

[свернуть]

16. Идеи правового государства и правового воспитания в трудах российских исследователей XIX века.
17. Правовое воспитание в советское время.

Правовое обучение и воспитание школьников в советское время представляет собой феномен. Достаточно вспомнить условия, в ко­торых оно осуществлялось, такие как неразвитость юридических традиций в России, широкое распространение неправовых регулято­ров в обществе, откровенный правовой нигилизм, высокая степень государственного вмешательства в общественную жизнь. Впрочем, как это ни парадоксально, именно последняя характеристика состо­яния правовой сферы общественной жизни имела положительное значение для правового образования в советский период. Несомненно, что власти преследовали, прежде всего, идеологическое цели, которые требовали разъяснения социально-правового смысла первых советских декре­тов в среде рабочих и беднейших крестьян. Тем не менее, это вплоть до 1980-х гг. определило основные направления пропаганди­стской, агитационной, организаторской работы, в том числе и по правовому воспитанию трудящихся. После принятия первой совет­ской Конституции (1918 г.), в соответствии с указанием Ленина, V Всероссийский съезд Советов поручил народному комиссариату просвещения РСФСР ввести во всех школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений конститу­ции. Так постепенно советская власть училась использовать право в своих интересах. На протяжении всего советского периода в учеб­ном процессе доминировало изучение основ государственного пра­ва. С 1937/38 учебного года в учебные планы для 7-х классов сред­ней школы в качестве самостоятельного предмета была введена новая учебная дисциплина — «Конституция СССР».

Одновременно с этим были разработаны методические указа­ния для учителей, которым рекомендовалось подкреплять положе­ния конституции примерами из жизни и деятельности отдельных людей и предприятий страны, использовать статистические дан­ные, факты из жизни родного края, то есть предлагалось включать в содержание уроков элементы краеведческого знания. Учителям советовали организовывать встречи со знаменитыми людьми и экскурсии на местные предприятия. Вместе с тем подчеркивалось, что эти примеры не должны быть случайными. Предполагалось, что они будут служить задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения. К середине 50-х гг. был обобщен опыт использования периодической печати на уроках Конституции СССР. В методической литературе отмечалось, что статьи из газет и журналов могут и должны служить материалом, иллюстриру­ющим радостную, счастливую жизнь народов СССР, а также мрачную действительность существования трудящихся в капита­листических странах. Для учащихся 7-х классов были подготовле­ны учебные материалы по государственному устройству СССР[5].

Однако особое внимание уделялось непосредственно изучению текста самой Конституции СССР. Отдельные статьи основного за­кона школьники должны были знать дословно. Прежде всего, это были статьи, в которых закреплялась политическая и экономичес­кая основа Советского государства, а труд объявлялся обязаннос­тью гражданина и советского человека.

С 70-х гг. XX в. акцент в правовоспитательной деятельности переместился в сторону воздействия на оценочный компонент правосознания. Сфера правосознания перестала быть заботой только правоохранительных органов. К правовому воспитанию начали активно привлекать общественные организации. Именно в эти годы в педагогических вузах появилась специальность №2108 «История с дополнительной специальностью «Советское право», так как школа требовала обеспечить ее квалифицированными учителями права. В Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена кафедра методики преподавания истории, обществознания и права работала над проблемами правового учения. В это время на данной кафедре защитили диссертации Н. И. Элиасберг и С. А. Морозова. В рамках дидактической проблемы оптимизации понимания правовой информации Н. И. Элиасберг исследовала проблему межпредметных и внутрикурсовых связей при изучении вопросов права в курсе обшествознания. С. А. Моро­зова, исследуя возможности правомерного поведения учащихся, предложила специальную методическую систему преподавания правовых знаний в целях формирования правовой установки уча­щихся на правомерное поведение. Методологической основой данного исследования являлась теория естественных прав челове­ка и теория игр.

В начале 1980-х гг. в области методики правового обучения и воспитания произошли два фундаментальных события. В 1982 г. вышло учебное пособие для студентов педагогических институтов «Методика правового воспитания учащихся». Спустя два года, авторский коллектив, в который входили В. В. Берман. А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, Г. П. Давыдов, Н. Я. Лернер и др., подготовил первое отечественное пособие по методике правового обучения школьников — «Методика преподавания основ Советского государства и права».

Итак, в процессе правового обучения и воспитания можно выделить несколько этапов, оказавших существенное влияние на становление методики правового образования школьников в советский период:

1. 1937/38 гг. — конец 50-х гг. – учащиеся 7-х классов изучают учебную дисциплину «Конституция СССР».

2. 1958 — 1972 гг. — курс «Конституция СССР» перенесен из 7 класса в 10-й (выпускной). Содержание учебного предмета пополнилось положениями отраслевого права; реализуется воспитательный потенциал курса.

3. 1972/75 гг. — 80-е гг. — введен новый курс «Основы Советского государства и права». Вопросы права изучаются учащимися 9-х классов; учебный процесс обеспечивается разнообразными методическими пособиями и средствами обучения.

4. Конец 80-х гг. — объявлен юридический всеобуч; особое внимание к правовым знаниям, образовательному потенциалу курса дало толчок к дальнейшему развитию методики преподава­ния права.

[свернуть]

2 Практика правового воспитания

1. Роль методики правового воспитания в совершенствовании правовой культуры подростков.

Метод – совокупность приемов и способов, система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемого, устойчиво ведущая к достижению цели. По признаку последовательности действий методы подразделяются на приемы и способы.

Метод от приема и способа отличается тем, что при помощи метода, возможно, решить воспитательную задачу, а при помощи приема либо способа нет. В реальном воспитательном процессе методы, приемы и способы постоянно изменяются и, по мнению некоторых авторов, могут даже переходить друг в друга, совершать взаимопереходы в конкретных воспитательных ситуациях.

Основным методом правовоспитательного процесса является метод убеждения. На нем основываются все без исключения другие методы. «Основная роль убеждения заключается в том, что посредством данного метода формируется наиболее существенное свойство личности — его правопонимание. С помощью убеждения можно решить гораздо больше общевоспитательных проблем, нежели используя иные методы. Применяя какой-либо метод в совокупности с убеждением достигается максимальный педагогический результат в познании правовых явлений и формировании правосознания»2.

Имеются две разновидности данного приема: убеждение словом и убеждение делом. Более известные формы убеждения словом: доклад, выступление, политинформация, разговор и т. д. При этом применяются в основном такие средства убеждения, как пояснение, высказывание, подтверждение, отрицание. Их результативность находится в зависимости от содержания фактически использованного материала, его объективности, достоверности, актуальности. Убеждение действием — это наилучший метод воспитать уважительное отношение к правовым явлениям.

Метод принуждения — это также широко используемый прием воздействия. Метод принуждения согласно собственной сущности схож с методом убеждения. Так как в двух методах основная цель коммуникатора — чтобы собеседник принял его позицию. Равно как при методе убеждения, так и при принуждении человек берется аргументировать свою собственную точку зрения с поддержкой разных подтверждений, аргументов. По этой причине метод убеждения и метод принуждения являются главными методами в правовоспитательном процессе.

Еще одним из методов правового воспитания является наказание. Наказание предполагает применение каких-либо правовых мер в отношении лица в ответ на нарушение закона. Наказание может быть применено в форме осуждения, замечания, лишения определенного права, ограничения в правах, выговора и др. «Наказание необходимо применять с особенной осторожностью, оно не должно осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме, озлоблять. Чрезмерная либеральность и отсутствие наказаний имеют все шансы послужить причиной к неповиновению, неорганизованности воспитуемых»3.

Важным элементом механизма правового воспитания выступает методика правового воспитания. Методика правового воспитания как совокупность методов, характеризируется многочисленностью разнообразных приемов и способов, правильное применение которых эффективно воздействует на сознание и поведение личности в интересах правопорядка.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина: верное понимание значения права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство уверенности в силе права, юридических способов защиты. Использование тех или иных методов, приемов и способов зависит от конкретных обстоятельств.

Методика правового воспитания является тем действенным инструментарием, при помощи которого субъекты правового воспитания влияют на общественное и индивидуальное правопонимание, способствуют восприятию принципов права и юридических норм, достигают целей правового воспитания.

[свернуть]
2. Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания.

Правовое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профес сионально необходимые характеристики.

Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма.

Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву.

В настоящее время сохраняется и традиционная задача правового образования – профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую актив-ность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, может быть формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведени.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

[свернуть]

3. Работа с обучающимися начальных классов по реализации целей правового воспитания.
4. Работа с обучающимися средних классов по реализации целей правового воспитания.
5. Работа с обучающимися «группы риска» по реализации целей правового воспитания.

1. Работа с родителями обучающихся по реализации целей правового воспитания.
2. Правовое воспитание подростков в . процессе учебной деятельности.

3. Формы и методы правового воспитания подростков.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

Применение других методов в совокупности с убеждением позволяет достичь наибольшего педагогического эффекта. Не менее часто применяемый на практике метод принуждения заключается в навязывании воли «воспитателя».

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

[свернуть]
4. Специфика организационных форм и методов правового воспитания.

Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса:

— Правовая пропаганда — распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.

— Правовое обучение — данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

— Юридическая практика — как бы не старалось вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права — это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.

— Самовоспитание — это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление право-воспитательного воздействия, его определенная внешняя организация, а правовоспитательное средство представляет собой канал, источник правовой информации с помощью которого осуществляется правовое воспитание.

Если правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство — при помощи чего оно осуществляется. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся группы правовоспитательных форм:

— профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);

— правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и т.п.);

— правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.). В современных условиях применяются и другие разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

Средства правового воспитания:

1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;

2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте — отвечаем»);

3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;

4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;

5) организационно-образовательные: пресс-конференции, брифинги, встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

Применение других методов в совокупности с убеждением позволяет достичь наибольшего педагогического эффекта. Не менее часто применяемый на практике метод принуждения заключается в навязывании воли «воспитателя».

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

[свернуть]

5. Внеклассные и внешкольные формы правового воспитания (общая характеристика).

!!! 6. Современные модели правового воспитания подростков, их характеристика.

 

[свернуть]
7. Современные технологии правового воспитания подростков, их характеристика.

Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.

Правовое образование населения состоит в осуществлении комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, направленных на создание надлежащих условий для приобретения гражданами объема правовых знаний и навыков в их применении, необходимых для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнение возложенных на них обязанностей. Правовое образование является составной частью системы образования и имеет целью формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания личности, ее ценностных ориентиров и активной позиции как члена гражданского общества. Предоставление правового образования должно осуществляться во всех дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, вузах и заведениях последипломного образования.

Безусловно, при проведении информационно-правового просвещения несовершеннолетних необходимо активно включать комплексный подход, учитывая поле интересов ребенка, взаимоотношения в семье и школе.

Работа с родителями может быть более эффективной, если оцениваются нравственные принципы родителей, уровень их правовых и общих знаний, а также условия жизни. Это можно определить с помощью диагностики (тесты, опросники, интервью с родителями). Родители должны активно взаимодействовать со своими детьми. Важно вовлекать взрослых в общественные и местные формы управления (опека, комитеты по управлению, родительские комитеты, семейные клубы, творческие общества и другие мероприятия, благотворительная и спонсорская деятельность).

Кроме того, правовое просвещение и правовое воспитание несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, имеет большое профилактическое значение.

Дети «группы риска» — это дети, которые в силу специфических условий жизни более других категорий подвержены негативному внешнему влиянию со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к дезадаптации несовершеннолетнего.

Понятие «дети группы риска» включает в себя следующие категории детей:

— Дети, потерявшие родителей по разным причинам.

— Дети с признаками социальной, психологической или образовательной дезадаптации.

— Дети из неблагополучных или несоциальных семей.

— Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Использование киберпространства в данном вопросе может способствовать лучшему изучения материала подростками. Всемирная сеть Интернет предоставляет много возможностей и одновременно создает немало проблем. Наши дети используют Интернет как для обучения, так и для развлечений. При правильном использовании сеть приучает детей к самостоятельной работе, работе с большими потоками информации. Однако дети не всегда соблюдают основные правила безопасности в сети Интернет.

Целесообразно создать ряд медиа материалов, доступных в сети Интернет для разных возрастных групп, которыми можно будет пользоваться в течении всего года. Например, создание небольших мультфильмов для детей, чат-ботов для подростков, онлайн-игр для всех категорий школьников. При этом, мы считаем, что необходим соревновательный момент во всех мероприятиях правового просвещения, ориентированность на самостоятельный поиск информации, взаимодействие со сверстниками, учителями и родителями. Для того, чтобы сделать интересные уроки правового просвещения для подростков необходимо учитывать интересы детей, в том числе популярные фильмы, передачи, игры, социальные сети.

[свернуть]

8. Психолого-педагогические особенности формирования правосознания подростков.
9. Методы изучения эффективности правового воспитания подростков.
10. Роль права в стимулировании общественной активности подростков.
11. Правовое образование и воспитание как фактор профилактики правонарушений среди подростков.