МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в соответствии с учебным планом направления подготовки, рабочей программой дисциплины и заданием, содержащимся в одном из трёх предлагаемых вариантов, и состоит из двух частей — теоретической и практической, связанных общей тематикой.
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы следует ознакомиться с методическими указаниями, внимательно изучить нормативный материал с учетом обновления законодательства и соответствующую литературу. Приступать к выполнению практической части работы, т.е. к решению задач, рекомендуется после того, как будет раскрыта указанная в задании тема. Для этого в помощь обучающемуся предлагается развернутый план выполнения теоретического задания.
В теоретической части работы содержание предложенной темы необходимо раскрыть с учетом законодательства, регулирующего соответствующие отношения, а также материалов судебной практики, прежде всего правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Практическая часть работы состоит из четырех задач. Необходимо проанализировать все факты и отношения, указанные в условии задач, аргументировать обоснованность требований и возражений участников этих отношений. Решение каждой задачи должно быть развернутым и мотивированным, с указанием на конкретные правовые нормы и ссылкой на их источник (полное наименование нормативно-правового акта, его статья (часть, пункт, абзац), кем и когда принят (утвержден), где опубликован), правовую позицию суда по данному вопросу (например, Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, с указанием формы судебного акта (решение, постановление, определение), номера, даты, источника его опубликования).
Задания для контрольной работы состоят из трёх вариантов, ориентированных на первую букву фамилии обучающегося.
Обучающиеся, у которых фамилия начинается на буквы А — Й выполняют первый вариант, К – Ф – второй вариант, Х – Я – третий.
К оформлению контрольной работы предъявляются следующие требования:
— объем контрольной работы должен составлять 15 — 20 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman через 1,5 интервала);
— текст должен помещаться на одной стороне стандартного листа (А4) с полями;
— цифровые данные, примеры, цитаты должны приводиться со ссылкой на источники, из которых они заимствованы;
— нумерация страниц производится последовательно, начиная со второй страницы, то есть после титульного листа.
Структура контрольной работы должна включать:
Титульный лист
Для теоретического задания: план и в соответствии с ним текст теоретической части работы
Практическое задание (четыре задачи)
Список использованных источников и литературы.
Контрольная работа может быть дополнена приложениями (таблицы, графики, и др.).
Список использованных источников обязателен. В него включаются только те источники, которые использовались при написании контрольной работы. В списке использованных источников первыми приводятся нормативные акты, а затем материалы судебной практики, учебная и специальная литература в алфавитном порядке. Условия задачи записывать обязательно.
Контрольная работа обучающимися по заочной форме выполняется до начала экзаменационной сессии.
Контрольная работа со значительными недостатками зачету не подлежит и после проверки преподавателем возвращается обучающемуся для исправления. Работа, выполненная по другому варианту, проверке не подлежит.
Вариант 1
Выполните теоретическое и практическое задание по теме «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ»
Дайте развернутые ответы на вопросы по плану:
- Понятие правового статуса осужденного и его структура.
- Основные обязанности осужденных, отбывающих наказание.
- Основные права осужденных.
- Классификация осужденных, ее значение и виды.
Решите задачи по теме
Задача 1.
Осужденный Ф. написал жалобу прокурору о нарушениях его прав и законных интересов администрацией исправительной колонии. В жалобе указывалось, что его трудоустроили не по специальности. В ходе проверки жалобы было выяснено, что у осужденного Ф. в деле имеется диплом об окончании профессионально-технического училища по специальности автослесарь, но после окончания училища он нигде не работал. По прибытии в колонию он был трудоустроен учеником на участок по пошиву швейных изделий. Первоначально с ним была проведена беседа начальником гаража о профессиональной пригодности, и осужденному дана низкая оценка. Какой ответ должен дать прокурор осужденному? Трудоустройство осужденного по специальности – это право или законный интерес осужденного? В какой норме это закреплено?
Задача 2. Адвокат, предъявив начальнику спецотдела исправительной колонии ордер юридической консультации и документ, удостоверяющий его личность, попросил предоставить ему свидание наедине с осужденным В. Начальник спецотдела выяснил, что осужденный В. в настоящее время водворен в штрафной изолятор (далее – ШИЗО) и ему предстоит содержаться в нем трое суток. Для обеспечения личной безопасности адвоката свидание с осужденным было разрешено только в присутствии сотрудников исправительной колонии. Правомерны ли действия администрации исправительной колонии? Может ли в данном случае адвокату быть отказано в свидании с осужденным, если он будет настаивать на проведении свидания наедине?
Задача 3. Двадцатилетний осужденный Д., отбывающий наказание в исправительной колонии общего режима, отказался от обучения в общеобразовательной школе в 7-м классе. Свой отказ он мотивировал тем, что не желает учиться и у него должно быть свободное время после работы для отдыха. Правомерно ли поведение осужденного?
Задача 4. Осужденный Х., отбывающий наказание в исправительной колонии строгого режима, отказался выходить на работу. Свой отказ он мотивировал тем, что в этот день религиозный праздник, работать в этот день – большой грех, а он, как верующий, должен молиться. Осужденного пытались убедить, чтобы он вышел на работу, но он в категорической форме отказался. Администрация колонии оценила его действия как злостное нарушение установленного порядка и водворила его в ШИЗО на 25 суток. Чьи действия являются правомерными? Обоснуйте свой ответ в соответствии с УИК РФ.
Вариант 2
Выполните теоретическое и практическое задание по теме «ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА»
Дайте развернутые ответы на вопросы по плану:
- Понятие, сущность и виды исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
- Особенности организации воспитательной работы с осужденными при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
- Злостное уклонение от отбывания наказания. Средства исправления осужденных при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
- Надзор за осужденными при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Решите задачи по теме
Задача 1
Гражданка Б. была осуждена к обязательным работам в количестве 100 часов. Приговор о ее осуждении поступил в уголовно-исполнительную инспекцию 2 февраля. Гражданка Б. работает в первую смену на заводе и учится на вечернем факультете института по понедельникам, средам, пятницам и субботам. Как должны поступить инспектор уголовно-исполнительной инспекции и представитель администрации? Где будет работать гражданка Б. при составлении графика обязательных работ? Какого числа истечет срок обязательных работ при условии, что гражданка Б. приступила к работам во вторник, 12 февраля, и отрабатывала максимально возможное количество часов в день?
Задача 2
Гражданка С. была осуждена к обязательным работам в количестве 80 часов. Приговор о ее осуждении поступил в уголовно-исполнительную инспекцию 2 марта. Гражданка С. нигде не работает, находится на иждивении мужа, малолетних детей не имеет. 12 марта она приступила к обязательным работам и обратилась к администрации организации с просьбой об отработке по восемь часов в рабочие дни и по два часа в выходные. Имеет ли право администрация организации разрешить данный график работы? Когда истечет срок обязательных работ при условии максимально возможного количества отработки часов в день?
Задача 3
Гражданин Г., осужденный к 2 годам исправительных работ, после отбытия 1 года наказания обратился в уголовно-исполнительную инспекцию с просьбой предоставить ему очередной отпуск за отработанный год, а также отпуск на вступительные экзамены в институт. К заявлению был приложен вызов учебного заведения на вступительные экзамены. Решите вопрос по существу просьбы гражданина Г. Какие правоограничения предусмотрены законодательством для осужденных к исправительным работам?
Задача 4
Гражданин Л., осужденный к исправительным работам сроком на 1 год, до суда содержался 15 суток в следственном изоляторе в порядке предварительного заключения под стражу. Отбывая назначенное судом наказание, гражданин Л. 12 дней болел ангиной, о чем представил больничный лист из поликлиники; 20 дней находился на учебно-экзаменационной сессии в институте, получив отпуск без сохранения денежного содержания; 10 дней не работал вследствие ремонта цеха, но заработную плату за эти дни не получил. Какое время из указанного в условии задачи подлежит зачету в срок отбывания наказания и как?
Вариант 3
Выполните теоретическое и практическое задание по теме «ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ»
Дайте развернутые ответы на вопросы по плану:
- Виды, признаки и основания освобождения осужденных от отбывания наказания.
- Процедура освобождения от отбывания наказания. Меры социальной помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания.
- Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных.
- Понятие административного надзора, его задачи и содержание.
Решите задачи по теме
Задача 1
Гражданин К., осужденный по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 12 годам лишения свободы, отбывает наказание в исправительной колонии общего режима. Отбыв 8 лет лишения свободы, обратился к начальнику отряда с просьбой о представлении его к условно-досрочному освобождению. В заявлении он указал, что осознал свою вину, своим трудом и поведением доказал свое исправление. В момент написания заявления осужденный находился на облегченных условиях содержания. Начальник отряда отказал ему в представлении его к условно-досрочному освобождению, мотивируя свой отказ тем, что у него не погашено дисциплинарное взыскание – выговор за курение в неустановленном месте. Прав ли начальник отряда?
Задача 2
Гражданка С. была осуждена к 6 годам лишения свободы по ч. 3 ст. 159 УК РФ с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По истечении 6 месяцев отбывания наказания она обратилась к начальнику исправительной колонии о предоставлении ей отсрочки отбывания наказания в связи с беременностью. Какой ответ должен дать начальник колонии?
Задача 3
У гражданина В., осужденного к 1 году лишения свободы, 1 мая 2016 г. истекал срок отбывания наказания. Поскольку предполагалось участие осужденного В. в концертах художественной самодеятельности 1 и 2 мая в качестве солиста хора, администрация исправительной колонии после беседы с осужденным В. решила освободить его 2 мая во второй половине дня. Осужденный В. против такого решения не возражал. Правомерны ли действия администрации исправительной колонии? В какое время должно быть произведено освобождение гражданина В. из исправительной колонии?
Задача 4
Начальник воспитательной колонии в ходе беседы с осужденными, освобождающимися по отбытии срока наказания, заметил, что у нескольких осужденных ветхая одежда. Он посоветовал им приобрести в магазине, расположенном на территории колонии, новые форменные костюмы для осужденных. Свою просьбу он мотивировал тем, что ехать в ветхой одежде домой просто стыдно. Правомерны ли действия начальника колонии? Что необходимо предпринять в данном случае?