Для практических работ

Методические указания для обучающихся по выполнению  практических работ

Практическое занятие № 1. Конституционное право как отрасль российского права

 

Цель работы:

— уяснить понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционное и государственное право;

— разобраться в конституционно-правовых нормах  и  отношения;

— понять собенности объектов и субъектов;

—  уяснить источники конституционного права России.

Задание:

  1. Контрольные вопросы:

1.1. Какие общественные отношения составляет предмет конституционного права?

1.2. Раскройте понятие конституционно-правовой нормы.

1.3. Раскройте структуру конституционно-правового отношения.

1.4. Назовите субъекты конституционно-правовых отношений.

1.5. Сформулируйте понятие источника конституционного права

1.6. Почему Конституция РФ является основным источником конституционного права?

1.7. Чем обусловлена ведущая роль конституционного права в правовой системе России?

1.8. Каковы тенденции развития конституционного права как отрасли права и как науки?

 

2.Темы докладов и сообщений:

2.1.Особенности структуры конституционно-правовых норм и их классификация.

2.2. Конституция РФ как основной источник конституционного права.

2.3.Конституционное право России как наука.

2.4.Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993).

2.5.Проект Конституции, разработанный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ и Верховным Советом РСФСР.

2.6.Проект Конституции, разработанный Президентом РФ и его командой.

2.7.Проект Конституции,  разработанный группой депутатов-коммунистов.

 

  1. Практическое задание

3.1.Нариуйте схему источников конституционного права России в зависимости от их юридической силы

3.2. Представьте, что Вам дали написать статью (очерк) о роли Конституционного права РФ. Какие вопросы вы бы обязательно отразили в ней?

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 доклад – это развернутое устное сообщение  обучающегося    из предложенного списка, составленного преподавателем. Обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции.

Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Обучающийся должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.

На выступление каждому докладчику выделяется не более 7 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада обучающийся может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.

Работая над докладом, обучающийся закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Задание 3 обучающиеся выполняют самостоятельно на оценку.  Преподаватель проверяет работу к следующему занятию и делает аргументированное  сопровождение.

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

Рекомендуемые источники
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(ред. от 29.12.2017)

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ

(ред. от 05.12.2017)

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ

(ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

  1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

 

Дополнительная литература

  1. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  4. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

 

 

  Практическое занятие № 2. Общая характеристика конституционного строя РФ

 

Цель работы:

 — изучить вопросы  о  политических основах конституционного строя РФ

— уяснить  экономическую  и социальную основы конституционного строя РФ

 

Задание:

  1. Контрольные вопросы:
  2. Какие признаки отличают конституцию от иных нормативных правовых актов?

1.2. Какими юридическими свойствами обладает конституция?

1.3. Какие функции в обществе выполняет конституция?

1.4. Какие главы Конституции РФ не подлежат пересмотру?

1.5. Кто уполномочен вносить предложения о пересмотре конституции и принятии конституционных поправок?

1.6. Назовите функции Конституционного собрания?

1.7. Что такое структура конституции?

1.8. Каков порядок принятия новой Конституции РФ?

1.9. Каков порядок внесения поправок в гл. 3 – 8 Конституции РФ?

1.10. Назовите орган, уполномоченный давать толкование Конституции РФ?

1.11. Что такое конституционный надзор?

1.12. Что такое конституционный контроль?

1.13. Какими полномочиями по охране Конституции РФ обладает Президент РФ?

1.14. Укажите основы конституционного строя российской Федерации и его принципы:

а) политические основы – демократическое, правовое, федеративное, суверенное государство с республиканской формой правления;

б) экономическая и социальная основы – социальное государство, основанное на рыночной экономике;

в) духовные основы – идеологическое многообразие, светское государство.

 

 

  1. Темы докладов и сообщений:

2.1. Сущность конституции с позиций государствоведов и политических деятелей (Ф.Лассаль, Е.В.Спекторский, В.И.Ленин)

2.2. Правовая охрана Конституции.

2.3. Институт референдума в РФ.

2.4. Суверенитет народа, нации, государства: понятие, свойства, конституционное закрепление.

2.5. Конституционная безопасность России.

 

 

  1. Практические задания:
  1. 1. Составьте таблицу, характеризующую функции Конституции РФ.
№ п/п Основные функции Конституции Описание и проявление в тексте Конституции
1    
2    

 

 

  1. 2. Составьте таблицу, характеризующую юридические свойства Конституции РФ.
№ п/п Юридические свойства Характеристика
1    
2    

 

3.3. Статья 3 Конституции РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Разъясните это положение.

3.4. Глава 1 Конституции РФ закрепляет основы конституционного строя государства. Разъясните, каков порядок изменения статей этой главы.

  1. 5. Опираясь на знания по истории, теории государства и права, политологии, разъясните понятия «общественный строй», «политическая система», «экономическая система», «социальные системы», «гражданское общество». Какие черты характеризуют эти понятия? Как они закреплены конституционно?

3.6. Поясните следующие конституционные характеристики Российского государства. Заполните таблицу:

п/ п

Конституционная

характеристика РФ

Статьи

Конституции

Комментарий
1 Суверенное государство    
2 Демократическое государство    
3 Федеративное государство    
4 Правовое государство    
5 Социальное государство    
6 Светское государство    
7 Государство с республиканской формой правления    
8 Экономическая основа РФ    

 

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 доклад – это развернутое устное сообщение  обучающегося    из предложенного списка, составленного преподавателем. Обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции.

Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Обучающийся должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.

На выступление каждому докладчику выделяется не более 7 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада обучающийся может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.

Работая над докладом, обучающийся закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Задание 3 – практические задания выполняются обучающимися самостоятельно используя программу Консультант+.  Одна из предложенных ситуационных задач может, в качестве примера, быть решена коллективно.

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
  3. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
  4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

  1. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  4. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

 

Практическое занятие № 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

 

Цель работы:

— ознакомиться с конституционно-правовым статусом личности. Соотношение понятий «личность», «человек», «гражданин» в конституционном праве.

— уяснить конституционные принципы правового положения личности в России: не отчуждаемость основных прав и свобод человека; равноправие; всеобщность прав и свобод; обязательность обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина.

— понять непосредственное действие конституционных норм, регулирующих отношения в сфере правового статуса человека.

—  уяснить конституционные права и свободы  человека и гражданина ( личные права и свободы; политические права и свободы; социально-экономические и культурные права и свободы)

—   уяснить основные обязанности  человека и гражданина.  Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Ознакомиться с  правовым статусом  и обязанностями Уполномоченного по правам человека в РФ.

 

Задание:

  1. Контрольные вопросы:

1.1. Раскройте содержание понятия «правовой статус личности».

1.2. Как классифицируются права и свободы человека и гражданина?

1.3. Каковы особенности личных прав и свобод?

1.4. Каков порядок выезда из РФ и въезда в РФ?

1.5. Раскройте содержание свободы совести. Каковы гарантии ее реализации?

1.6. Назовите политические права и свободы, какова их особенность?

1.7. Каков порядок создания общественных объединений?

1.8. Какие социально-экономические права и свободы закрепила Конституция РФ?

1.9. Соответствует ли текст ст. 37 Конституции РФ положениям ст. 23 – 24 Всеобщей декларации прав человека?

1.10. Какие виды гарантий соблюдения прав и свобод закреплены в Конституции РФ?

1.11. В каком порядке назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?

1.12. Перечислите косвенные конституционные обязанности граждан.

1.13. Какими статьями Конституции РФ закреплены основные конституционные обязанности граждан?

 

2.Темы докладов и сообщений:

2.1.Правовой статус, полномочия Уполномоченного по правам человека в РФ.

2.2.Формирование института личности в России

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 доклад – это развернутое устное сообщение  обучающегося    из предложенного списка, составленного преподавателем. Обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции.

Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Обучающийся должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.

На выступление каждому докладчику выделяется не более 7 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада обучающийся может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.

Работая над докладом, обучающийся закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

 

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
  3. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свободах (1950г.)
  4. «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993)
  5. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
  6. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
  7. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)
  8. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
  9. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  10. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  11. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

  1. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  4. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

 

  Практическое занятие № 4.  Гражданство в РФ

 

Цель работы:

— уяснить понятие единого гражданства Российской Федерации. Двойное гражданство. Основания и порядок приобретения гражданства, основания и порядок его прекращения.

— Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища в Российской Федерации.

—  Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

 

Задание:

1.Контрольные вопросы:

1.1. Сформулируйте понятие «гражданство» и раскройте его содержание.

1.2. Назовите основные принципы гражданства, изложенные в соответствующем законе.

1.3. Каковы основания приобретения гражданства?

1.4. Каковы основания прекращения гражданства?

1.5. Какие органы правомочны решать дела о гражданстве?

1.6. Какие лица могут быть признаны беженцами и вынужденными переселенцами?

1.7. Каковы правила получения политического убежища?

1.8. Раскройте содержание принципа равноправия.

 

  1. Темы докладов и сообщений:

2.1. Становление и особенности развития российского гражданства

2.2. Основания и порядок приобретения гражданства, основания и порядок его прекращения

2.3. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища в Российской Федерации.

2.4. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

 

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 доклад – это развернутое устное сообщение  обучающегося    из предложенного списка, составленного преподавателем. Обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции.

Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Обучающийся должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.

На выступление каждому докладчику выделяется не более 7 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада обучающийся может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.

Работая над докладом, обучающийся закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 31.12.2017) «О беженцах»
  5. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) «О вынужденных переселенцах»
  6. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам»
  7. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 03.09.2017) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

 

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

  1. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  4. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

 

Практическое занятие № 5. Избирательная система и референдум в Российской Федерации

 

Цель работы:

— познакомиться с историческим подходом к избирательному процессу;

— обратить внимание на особенности избирательной системы в РФ

-уяснить стадии избирательного процесса (назначение выборов; регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей; образование избирательных округов, избирательных участков;  формирование избирательных комиссий; выдвижение, регистрация и статус кандидатов; предвыборная агитация; порядок голосования, подсчета голосов, подведения итогов выборов и их опубликование; финансирование выборов)

—  уяснить принципы проведения выборов в РФ. Гарантии избирательного права граждан РФ.

— Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

— рассмотреть особенности проведения референдума.

 

Задание:

  1. Контрольные вопросы:

1.1. Что такое избирательная система?

1.2. Что такое избирательное право?

1.3. Назовите источники избирательного права.

1.4. Каковы принципы участия граждан РФ в выборах и их гарантии?

1.5. Охарактеризуйте избирательный процесс и назовите его стадии.

 

2.Темы докладов и сообщений:

2.1.Особенности региональных выборов в РФ.

2.2.Пути совершенствования избирательной системы.

 

 

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 доклад – это развернутое устное сообщение  обучающегося    из предложенного списка, составленного преподавателем. Обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции.

Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Обучающийся должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.

На выступление каждому докладчику выделяется не более 7 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада обучающийся может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.

Работая над докладом, обучающийся закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)
  4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014)  «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»
  5. Постановление ЦИК России от 06.11.1997 N 134/973-II (ред. от 07.02.2018)  «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 01.06.2017)  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»

 

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

1.Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.

  1. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  3. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

 

Практическое занятие № 6. Федеративное устройство России и конституционно-правовой статус субъектов Федерации

 

Цель работы:

— рассмотреть      формы государственного устройства России в развитии

— рассмотреть Конституционно-правовой статус субъектов РФ

— раскрыть   основные элементы конституционно-правового статуса РФ; исключительные полномочия и предметы ведения РФ; административно-территориальное устройство субъектов РФ.

 

Задание:

  1. Контрольные вопрос:

1.1. Становление и развитие РФ.

1.2. Особенности современного развития Российской Федерации.

1.3. Порядок принятия новых субъектов в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта: правовые проблемы.

1.4. Развитие договорных отношений между РФ и ее субъектами.

 

  1. Практические задания

2.1. Назовите особенности российского федерализма.

2.2. Заполните таблицу:

 

Важнейшие элементы конституционно-правового статуса РФ

№ п/п Элемент конституционно-правового статуса Его характеристика по Конституции РФ
1    
2    
3    
4    
5    
6…    

2.3. Заполните таблицу:

 

Конституционно правовой статус РФ и ее Субъектов

№     п/п Российская Федерация Республики Края, области, города федерального значения Автономии
1        
2        
3        
4        
5        
6…        

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 обучающиеся выполняют  индивидуально, используя программу Консультант+.  Одна из предложенных ситуационных задач может, в качестве примера, быть решена коллективно.

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

1.Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.

  1. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  3. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

Практическое занятие №7. Основы государственной власти и система государственных  органов в РФ

 

Цель работы:

— уяснить общую характеристику и понятие, признаки и виды органов государственной власти

— рассмотреть систему органов государственной власти: федеральный уровень и уровень субъектов Федерации.

— закрепить конституционные принципы построения и деятельности государственных органов: приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, разделение властей, законность

— раскрыть   конституционно-правовой статус Президента РФ: Порядок выборов Президента РФ;  Полномочия Президента РФ; Порядок прекращения полномочий Президента РФ.

— раскрыть   конституционно-правовой статус парламента РФ

— рассмотреть   Федеральное Собрание – парламент РФ:  Порядок формирования и полномочия Совета Федерации; Порядок выборов, полномочия и условия роспуска Государственной Думы; Статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

— рассмотреть:

—    конституционно-правовой статус правительства РФ:  Конституционно-правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти; Состав и порядок формирования Правительства РФ;  Полномочия правительства РФ;  Организация деятельности Правительства РФ.

—  Понятие судебной власти. Ее место в системе разделения властей РФ, специфические признаки, отличающие судебную власть от других властей государства.

—  Конституционные принципы правосудия в РФ: законность; осу-ществление правосудия только судом; независимость судей и заседателей; несменяемость  и неприкосновенность судей; открытость судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон; участие граждан в отправлении правосудия.

—  Правовой статус судей в РФ.

—  Институт народных, присяжных и арбитражных заседателей

—  Институт народных, присяжных и арбитражных заседателей

—  Суд как орган судебной власти:  Федеральные суды; Система судов субъектов РФ; Мировые судьи субъектов РФ.

—  Принципы осуществления государственной власти в субъектах РФ.

—  Система органов государственной власти субъектов.

—  Представительная (законодательная) власть в субъектах РФ:

—  Порядок избрания, состав, структура и функции органов представительной (законодательной) власти субъектов Федерации.

— Статус и полномочия депутата органа представительной (законодательной) власти субъекта Федерации. Право отзыва депутата.

—  Органы исполнительной власти субъектов Федерации:

— Правовой статус, компетенция и ответственность высшего должностного лица субъекта РФ.

— Органы государственной власти Иркутской области.

 

Задание:

  1. Контрольные вопросы:

1.1. Дайте определение государственного органа.

1.2. Какими чертами обладают государственные органы?

1.3. На каких принципах осуществляется организация и деятельность органов государственной власти?

1.4. Суть системы органов государственной власти.

1.5. Перечислите органы исполнительной власти.

1.6. Перечислите органы государственной власти в Иркутской  области.

1.7. Когда введен пост Президента в России? Каков был его конституционно-правовой статус?

1.8. Каковы функции Президента РФ по Конституции 1993 г?

1.9. Назовите особенности выборов Президента России.

1.10. Перечислите полномочия Президента РФ в сфере правотворчества.

1.11 Какими полномочиями обладает Президент по отношению к гражданам России?

1.12. Какие основания прекращения полномочий Президента закреплены в Конституции РФ?

1.13. Какую роль выполняют Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ в процедуре отрешения Президента от должности?

1.14. Какие новые полномочия закреплены за Президентом РФ после 2000 г.

1.15. Назовите нормативные правовые акты, которыми определяется статус Правительства РФ?

1.16. Кто и в каком порядке назначает и освобождает Правительство России?

1.17. Какова система конституционных сдержек и противовесов в отношениях Государственной Думы и Правительства РФ?

1.18. Охарактеризуйте взаимоотношения федерального Правительства и Президента РФ.

1.19. Какова структура федеральных органов исполнительной власти в России?

1.20. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере науки, образования, культуры?

1.21. Каковы полномочия Правительства в социальной сфере?

1.22. Каковы основания и порядок отставки Правительства РФ?

1.23. Каков статус Федерального Собрания РФ?

1.24. Каков порядок формирования Совета Федерации по Федеральному закону?

1.25. Назовите полномочия Совета Федерации по отношению к другим органам государственной власти.

1.26. Каков порядок выборов депутатов Государственной Думы?

1.27. Назовите условия роспуска Государственной Думы РФ.

1.28. Назовите гарантии депутатской деятельности в РФ.

1.29. Дайте определение понятия «правосудие».

1.30. Судебная система РФ.

1.31. Перечислите принципы правосудия в РФ.

1.32. Назовите порядок формирования и деятельности Конституционного Суда РФ.

1.33. Каков статус судей Конституционного Суда РФ?

1.34. Какие вопросы разрешает Конституционный Суд РФ исключительно в пленарных заседаниях?

1.35. Как принимаются и вступают в силу решения Конституционного Суда РФ?

1.36. Какими правовыми актами устанавливается правовой статус законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ?

1.37. Назовите основные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

1.38. Каков статус президентов республик в составе РФ?

1.39. Перечислите полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

1.40. Как формируется администрация Иркутской области?

1.41. Какие комитеты и комиссии созданы в Законодательном собрании Иркутской области?

1.42. Кто обладает правом законодательной инициативы в Иркутской области?

 

 

2.Темы докладов и сообщений:

2.1. Институт президентства в мире и его становление в России.

2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и обороны государства.

2.3. Администрация Президента РФ: состав, полномочия.

2.4. Парламентский контроль в РФ.

2.5. Основания и порядок отставки правительства Российской Федерации.

2.6. Правовой статус мировых судей.

2.7. Порядок и основания обращения граждан РФ в Конституционный Суд РФ.

 

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2  доклад – это развернутое устное сообщение  обучающегося    из предложенного списка, составленного преподавателем. Обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции.

Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Обучающийся должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.

На выступление каждому докладчику выделяется не более 7 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада обучающийся может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.

Работая над докладом, обучающийся закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

 

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018)  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014)  «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
    «О судебной системе Российской Федерации»
  5. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
    (ред. от 29.07.2018)  «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
  6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»
  7. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ  (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
  8. Форма: Перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации  (Приказ Минфина России от 06.05.2016 N 57н (ред. от 09.07.2018))

 

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

  • Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.
  1. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  3. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.

 

 

Практическое занятие № 8. Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Цель работы:

— рассмотреть общую характеристику и основные принципы местного самоуправления;

— сравнить и выявить особенности  российского и международного  законодательства  о местном самоуправлении;

— выявить особенности  формирования органов местного самоуправления

труда работников некоторых отраслей  экономики в отраслевых нормативных правовых  актах;

— рассмотреть компетенции органов местного самоуправления

 

 

Задание:

  1. Контрольные вопросы:

1.1. Что значит понятие «местное самоуправление»?

1.2. Каково правовое регулирование местного самоуправления?

1.3. Какие положения должен включать в себя устав муниципального образования?

1.4. Что включает в себя система местного самоуправления?

1.5. Что означает, и какие элементы в себя включает механизм местного самоуправления?

1.6. Назовите принципы местного самоуправления.

1.7. Каковы полномочия местного самоуправления в сере финансов и бюджета?

1.8. Каковы полномочия местного самоуправления в сере социального и культурного развития территории?

1.9. Перечислите конституционные гарантии местного самоуправления и способы их реализации.

 

  1. Практическое задание:
    • Познакомиться с Уставом МО г. Братск. Провести сравнительную характеристику Устава МО г. Братск с федеральным  законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131- ФЗ
    • Составить схему «Органы МСУ МО г. Братск»

 

Порядок выполнения:

Задание 1 обучающиеся выполняют в виде обсуждения   проблемных и сложных вопросов по   теме.  Преподаватель направляет обсуждение и оказывает методическую помощь     и консультирует студентов по соответствующей теме.

Задание 2 обучающиеся выполняют  индивидуально, используя сайт «Муниципальное образование г. Братск» и программу Консультант+.

 

Форма отчетности:

Индивидуальный контроль устных ответов преподавателем.

Контроль индивидуально выполненных ситуационных задач преподавателем.

 

Задания для самостоятельной работы:

  • просмотреть основные определения и факты по теме занятия;
  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
  • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составить тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
  • самостоятельно выполнить задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
  • выполнить домашние задания по указанию преподавателя.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

После проработки теоретического материала проанализировать и подобрать, соответствующие теме занятия, нормативно-правовые акты.

 

Рекомендуемые источники
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018)
  3. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»

 

 

Основная литература

1.Кашенов, А.Т. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / А.Т. Кашенов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. — Томск: ТУСУР, 2015. — 218 с. — Библиогр.: с. 203-211.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480641

  1. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Виноградов и др.; под ред. В.А. Виноградова. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 551 с. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01882-9; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389.
  2. Писарев, А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Писарев; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.: ил. — Библ. в кн. — ISBN 978-5-93916-496-2; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439612.

Дополнительная литература

  1. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 303 с. — Бибиогр. в кн. — ISBN 9-785-7205-1264-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460425.
  2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 711 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02592-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115399.
  3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 687 с. — (Dura lex, sed lex). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02487-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398.
  4. Конституционное право России: краткий курс / — Москва: РИПОЛ классик, 2016. — 161 с. — (Скорая помощь студенту. Краткий курс). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-409-00863-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480861.