Ответы педагогика экзамен

Педагогика как наука

Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Объект педагогики – воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)

Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

1) образование;                          2) воспитание;                      3) обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

1) начальное;                             2) среднее;                             3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить на:

1) общее;                                    2) профессиональное;          3) политехническое.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;              2) друзья;                   3) учебные заведения;                     4) средства массовой информации;             5) литература;           6) искусство;                                     7) органы правопорядка

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

1) знания;                                   2) умения;                              3) навыки.

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

 

Предмет и задачи педагогики, связи с другими науками.

Педагогика – система наук о воспитании.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучая определенные стороны окружающего мира. Человеческое общество всегда было заинтересовано в организации воспитания и обучения человека на разных возрастных этапах его развития. Поэтому исследования, обобщение закономерностей воспитания и обучения вызвали к жизни науку педагогику.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в педагогическом процессе.

Предметом педагогики является педагогический процесс – специально организованное, развивающиеся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие педагога и ребенка, направленное на достижение поставленной цели и призванной привести к преобразованию личностных свойств и качеств ребенка.

задачи:

— определение целей воспитания;

— исследование и разработка методов воспитания;

— углубленное изучение и обобщение мирового опыта;

— разработка содержания воспитания;

— определение роли и значение педагога в обществе;

— разработка системы требований, которым должен соответствовать педагог.

Методологической основой педагогики является философия. Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает общие закономерности воспитания человека и разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса. В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли возрастной педагогики.

Возрастная педагогика подразделяется на отрасли:

— дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;

— школьная педагогика — наука о воспитании, обучении и развитии детей школьного возраста;

— педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации;

— педагогика среднего специального образования изучает содержание и формы образования в средних специальных учебных заведениях;

— педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

— коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

— сурдопедагогика ( воспитание и обучение глухих и слабослышащих);

— тифлопедагогика ( воспитание и обучение слепых и слабовидящих);

— логопедия (теория и практика преодоления нарушений развития речи);

— олигофренопедагогика ( воспитание и обучение умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития).

История педагогики — наука о развитии педагогики в различные исторические эпохи.

Частные методики изучают закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (математика, история и т.д.)

Семейная педагогика — наука о воспитании в семье.

Социальная педагогика — наука о воспитании и обучении детей и взрослых во внешкольной области.

Лечебная педагогика разрабатывает систему воспитания и обучения с больными школьниками.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения и переобучения рабочих.

Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает систему перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

Став самостоятельной наукой педагогика взаимосвязана с философией, т.е. философские концепции лежат в основе любой педагогической теории, с психологией, т.к. изучает закономерности развития психики человека, с анатомией и физиологией, т. к. это основа для понимания биологической сущности человека, особенности развития организма на каждом возрастном этапе.

Связана с другими науками: генетика, кибернетика, информатика, программная диагностика, компьютерные технологии, программированное обучение и т.д.

 

Сущность и общая характеристика профессиональной деятельности педагога

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, в определённой мере — средства массовой информации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Сущность педагогической деятельности раскрывается через единство её характеристик: цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она формируется как отражение тенденции социального развития общества.

В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие как единство целей и содержания. Оно выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, беседе, экскурсии и т.д.), но не сводится ни к одной из них. Педагогическое действие можно выразить через решение целой цепочки педагогичесих задач (познавательных, организационных, результативных и т.д.). Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения множества задач различной сложности. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения никогда не лежат на поверхности, они требуют напряженной работы мысли, анализа множества условий, фактов и обстоятельств.

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.

Преподавание – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

 

требования к учителю в современной школе

Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.

При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.

Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.

Требования к знаниям и умениям педагога

Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:

системой познания в сфере воспитания, содержания, сути и структуре образовательного процесса;

знаниями возрастных и индивидуальных особенностей человека;

системой познания о человеке в качестве субъекта образовательного процесса;

умениями осуществления внеурочной деятельности учащихся;

соблюдением правил и свобод детей;

знаниями о системе образовательного учреждения с основами управления ими, организации исследовательских работ в области воспитания.

Требования к психолого-педагогической подготовке педагога

К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.

Умения классифицируют на:

выявление уровня воспитанности и обучаемости ребенка;

анализирование ситуаций, возникающих в течение учебного процесса, планирование их решений и конструирование итогов;

формулирование определенной педагогической задачи;

продумывание выбора способов, форм и средств, улучшающих учебно-воспитательную работу;

планирования своей деятельности.

Знания подразделяют на:

регулярность социального формирования и закономерностей становления учащегося как личности;

методологические основы, категории педагогики;

индивидуальные и психологические закономерности характерных черт личности;

правильность становления учащихся по определенному возрастному промежутку;

понимание целей, задач способов и форм обучения.

К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.

 

Педагогическое мастерство учителя права

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Структура педагогического мастерства

  1. Знание предмета
  • профессиональная компетентность;
  • высокая специально-практическая подготовленность;
  • опыт в воспитании и обучении;
  • научная квалификация.
  1. Педагогическое творчество
  • творческое воображение;
  • нестандартное мышление;
  • потребность в поиске новой информации;
  • постоянное стремление к совершенству;
  • умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.
  1. Педагогическая технология
  • техника и экспрессия речи;
  • ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;
  • выразительность мимики и жестов;
  • умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;
  • владение образцовым показом приема, действия.
  1. Педагогический стиль
  • педагогическая направленность и убежденность;
  • умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;
  • педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);
  • педагогический такт и этика;
  • повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);
  • умение слушать и слышать.
  1. Качества личности
  • деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;
  • рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.
  • коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;
  • эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)
  • идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность.

Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства.

Также учитель права должен отслеживать важнейшие изменения в законах, постановлениях  и других законодательных актах

 

Дидактика   как  теория  обучения.

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с термином  «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский  определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему».В начале  XIX века  немецкий педагог  И.Ф.Гербарт   придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время   ДИДАКТИКА  рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования  ,  их закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты.

Функции  дидактики :

1-Теоретическая

2 – практическая       .

Основные категории дидактики:

Преподавание, обучение, образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства , результаты (продукты ) обучения.

(отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении и образовании, их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов. )

Предмет и задачи  дидактики:

термин  дидактика  происходит от греч. “didactikos” —  обучающий .

В современном понимании дидактика представляет собой  важнейшую отрасль научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и обучения .

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения .

Дидактика отвечает на вопросы :

—  чему учить

—  как учить

—  где учить

—  в каких организационных формах

Основные понятия дидактики :

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Содержание образования

Формы организации учебной работы   и др.

 

Методы обучения. Их классификация в современной дидактике

Метод обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение задач обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть. Методы можно группировать в системы. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны до десятка классификаций методов обучения. Большое количество подходов к систематизации методов обучения объясняется сложностью объекта исследования и серьёзностью задач, поставленных обществом перед современной школой.

Наиболее обоснованными являются следующие.

  1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод .

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Виды словесных методов: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция и др.

Наглядные методы: опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. Используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. К ним относят метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.) и метод демонстраций (демонстрация приборов, опытов, кинофильмов, и др.).

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Работа с книгой: чтение, реферирование, цитирование, конспектирование и др.

Видеометодможно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. В основе метода наглядное восприятие информации.

  1. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин).

Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

— объяснительно-иллюстративный: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

— репродуктивный: знания, полученные объяснительно-иллюстративным методом, переводятся на более высокий уровень усвоения – в умения. Ученик приобретает опыт деятельности. Воспроизведение и повторение деятельности по заданию учителя – главный признак метода.

Преимущество этих методов: обеспечивают возможность передачи значительного объема знаний, умений за короткое время и с небольшими затратами усилий.

— проблемное изложение: учитель ставит проблему и сам ее решает, тем самым показывая путь ее решения. Роль учителя: показывает образец научного подхода к решению проблемы. Роль ученика: следит за логикой доказательства; учится видеть проблемы, переводить их в задачи, выдвигать гипотезы. Метод передает опыт творческой деятельности.

— частично-поисковый: знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. Учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Учащиеся под руководством учителя рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

— исследовательский: учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера. Метод направлен на усвоение опыта творческой деятельности. Развивает эмоционально-ценностное отношение к действительности. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

 

Форма обучения в школе

— способ взаимодействия участников образовательных отношений. В современной педагогике принято различать формы обучения и формы организации обучения в школе, потому что: первое подразумевает характер получения среднего образования, способ организации учебного процесса; второе — актуальные методы реализации образовательного процесса и технологии педагогического воздействия на детей.

 

 

 

Классно-урочная система обучения

Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.

С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.

Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:

вертикальное: предполагается, что классы следуют один за другим как отдельные ступени обучения и именуются порядковыми числительными;

горизонтальное: предполагается выделение групп классов (параллелей), которые работают по одним учебным программам и обозначаются буквами при числительных.

Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.

Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения

К очевидным достоинствам можно отнести:

ясность организации учебно-воспитательной работы;

активное взаимодействие учителя и учащегося, которое обеспечивает также и воспитательное влияние взрослого человека на ребенка;

непрерывность педагогического руководства в учебном процессе;

финансовая целесообразность.

Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.

К минусам системы можно отнести:

ориентацию работы в классе на учеников среднего уровня;

отсутствие возможностей для индивидуальной работы.

В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.

В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:

лекции и семинары;

экскурсии;

занятия в учебных мастерских, практикумы;

консультации, экзамены;

внеклассная работа.

Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.

С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей. Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность. На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.

 

Диагностика и контроль в обучении

Диагностика обучения – это процесс оценки, который проводится на каждом из этапов обучения для определения эффективности учебного процесса, сопоставления достигнутых результатов с установленными требованиями.

Для того, чтобы оценивать уровень обучения и квалификации выпускников независимо от формы получения образования, были разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты. На законодательном уровне это закреплено в законе РФ «Об образовании».

Диагностика умений и навыков учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Она имеет ряд актуальных функций, к числу основных из которых можно отнести:

контролирующая, которая предполагает выявление достигнутого уровня знаний, умений и навыков учащихся с целью определения их готовности к последующему обучению или же к началу профессиональной деятельности;

обучающая, которая позволяет ученику не только выполнять задания и давать ответы на вопросы, но также осмысливать ответы других учеников и вносить в них собственные коррективы;

воспитывающая, которая подразумевает проведение регулярного контроля за работой ребенка, призванного повысить личную ответственность учащегося, приучить его самостоятельно решать поставленные задачи, адекватно оценивать свои возможности и результаты работы;

побуждающая, которая призвана стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся с целью получения более высоких оценок.

Принципы диагностики

Реализовать все перечисленные выше принципы на практике можно только в том случае, если учитывать значимые принципы процесса:

объективность : содержание учебного процесса должно быть научно обосновано, педагог должен относиться одинаково ко всем ученикам, оценка знаний должна быть объективной и честной;

систематичность: диагностика должна проводиться на всех этапах учебного процесса, начиная от исходного восприятия материала до его практического применения;

гласность: диагностика всех учащихся проводится открыто и по одинаковым критериям.

Виды диагностики и контроля

На вид проводимой диагностики оказывают влияние сразу несколько значимых факторов:

местно оценки знаний и навыков в учебном процессе;

размер заданий;

количество времени, которое отводится на диагностику;

количество учащихся.

В зависимости от перечисленных выше факторов выделяют следующие виды диагностики:

текущий контроль, который осуществляется учителем в процессе ежедневной учебной работы, как правило, во время занятий;

периодический контроль, который проводится после изучения темы или раздела;

итоговый контроль, который поводится в конце четверти или учебного года;

аттестационный контроль, который проводится на завершающем этапе обучения.

Формы диагностики различаются в зависимости от объема учебного материала и характера вопросов, которые могут быть заданы учащимся. На основе этих критериев выделяют:

устный выборочный опрос, в основе которого оценка ответов детей на заданные вопросы;

контрольная работа: выполнение учениками письменного, практического или графического задания;

коллоквиум – занятие, которое предполагает увеличение уровня знаний по отдельным разделам и темам с выставлением соответствующих оценок;

зачет – персональное или групповое собеседование или выполнение практической работы с целью оценки уровня знаний учащихся;

экзамен – форма диагностики, которая предусматривает проведение устного собеседования, выполнение письменной или практической работы с целью диагностики знаний и умений учащихся по всей учебной дисциплине или же по ее конкретному разделу;

курсовая – самостоятельная учебная научно-методическая работа, которая выполняется под руководством педагога по общенаучным и специальным предметам;

дипломная работа – самостоятельное исследование материала на актуальную тему из сферы выбранной студентом специальности, которая служит для оценки уровня специализированных теоретических знаний, способностей к анализу, обобщению и систематизации.

 

дополнительные формы обучения в школе

Дополнительные формы обучения и подготовки обучающихся по предмету являются компонентами, развивающими классно-урочную систему и образующие целостный процесс формирования знаний, умений и навыков.

  1. Учебно-исследовательская работа

Вариантами являются — подготовка сообщений, рефератов, проекта. В качестве объектов для проектной деятельности, выбираются швейные изделия, блюда, отражающие личную и профессиональную заинтересованность обучающихся.

  1. Выполнение домашнего задания

Домашняя работа — самостоятельная работа обучающихся: доработка материала урока, конспектирование отдельных тем предмета, расчёты формул, составление графиков, эскизирование и др. Норматив для 5-8 классов — от 2 до 4 часов.

  1. Экскурсия

В качестве расширения кругозора и формирования интереса к предмету, обучающиеся могут участвовать в экскурсиях, организованных преподавателем или в индивидуальном порядке (самостоятельно). Объектами экскурсии являются предприятия лёгкой и пищевой промышленности. По итогам проведения экскурсии проводится урок-семинар, где обучающиеся выступают с заранее подготовленными материалами об экскурсии, делятся впечатлениями, анализируют мероприятие и сдают отчёт в свободной форме.

  1. Оформление кабинета

Обучающиеся могут принимать участие в оформлении стендов, таблиц, подготавливать раздаточный материал, пособия, необходимые для проведения уроков.

  1. Факультативная или кружковая работа

Данные занятия проводятся в тесной связи с тематикой уроков, задачами школы и интересом обучающихся. Во внеурочное время возможна работа над проектом, подготовка коллекции моделей, изучение блюд других стран мира и др.

 

Виды воспитательного процесса

Виды воспитательного процесса классифицируются по раз­ным основаниям. Долгое время для определения вида вос­питания основанием были доминирующие цели. Выделяли нравственное, патриотическое, экологическое, экономическое, правовое, физическое, интеллектуальное воспитание и т. п.

Другим основанием для классификации может стать ко­личество воспитанников, на которое оказывается воспи­тательное воздействие.

Индивидуальное воспитание предполагает организацию це­ленаправленных действий на конкретного воспитанника.

Фронтальное воспитание реализует воспитательные цели по отношению к группе воспитанников и предполагает орга­низацию групповой деятельности.

Следующее основание для выделения типов воспитатель­ного процесса — стиль отношений между воспитателя­ми и воспитанниками. По аналогии со стилями управле­ния различают авторитарное, демократическое, либераль­ное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках ко­торого слово педагога принимается в качестве единствен­ной истины во взаимоотношениях между ним и воспитан­никами. Чем жестче рамки отношений между воспитателем и воспитуемым, тем меньше самостоятельности, а следова­тельно, ответственности у воспитанника. Действует формула «Педагог всегда прав, а ученик ни за что не отвечает». В данном типе воспитания доминирует манипулирование дей­ствиями воспитанников и чаще всего присутствует насилие над ними, выраженное в различной форме

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Основой демократического стиля является развитие детского самоуправления. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанниками, и предоставляет им возможность высказывать свое мнение, отношение, де­лать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советами, реже приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая вни­мание на те

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характе­ризуется регламентированным, пассивным участием педа­гога в жизни коллектива класса, учебной группы. Такой пе­дагог ориентирован на выполнение формальных требований администрации образовательного учреждения. Он не любит решать какие-либо проблемы, возникающие в детском кол­лективе. Он работает сам по себе, а дети живут в коллективе сами по себе и чувствуют равнодушное отношение педагога. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходит­ся уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и сла­бой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется все­дозволенностью, излишней «добротой» по отношению к уча­щимся. В этом педагог видит выражение своей любви к де­тям. Такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными послед­ствиями их поступков, не ставя перспектив личностного раз­вития. Главный принцип в деятельности и поведении тако­го педагога — не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять его любые желания и потребности, возмож­но, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в чистом виде. Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда быва­ет эффективным. Поэтому для анализа практики воспита­теля чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократичес­кий и пр.

 

формы воспитательной работы в школе

 Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми, последние более многочисленны и разнообразны.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

  • индивидуальные, — беседы, занятия воспитателя с одним ребенком;
  • групповые, — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
  • массовые, — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по видам деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).

.И. Болдырев в свое время выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

  • словесные, — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
  • практические, — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы,, субботники, тимуровская работа и другие;
  • наглядные, — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и прочее.

Современный исследователь (В.С.Селиванов) предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

  1. формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.
  2. познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, рукописные школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.
  3. развлекательные формы – утренники и вечера, «капустники», игры и др.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. В этом случае в основу типологизации форм воспитательной работы будут положены такие средства: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

воспитательная работа в школе

 Выделяют 2 направления воспитательной работы:

Организация творческих учебных коллективов в свободное от учебы время;

Содействие ученикам в проведении досуга, экскурсий, встреч, собраний, а также помощь в организации мероприятий, посвященных благоустройству помещений в школе и на ее территории.

Психологи выделяют 2 формы воспитательной работы: коллективная и индивидуальная.

Основные интегрированные задачи воспитательной работы:

Формирование у студентов и учеников чувства уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни;

Становление у воспитанников определяющих качеств и свойств личности;

Принятие и освоение высших нравственно-культурных ценностей;

Удовлетворение воспитанников в культурном, интеллектуальном, физическом и нравственном развитии.

Учебно-воспитательная работа многогранна. Она организовывается на учебных занятиях, а также в учебно-воспитательном процессе. При этом педагоги школы решают учебно-воспитательные задачи на уроках и приобщают воспитание посредством предмета и его содержания.

Некоторые педагоги могут организовывать воспитательную деятельность в школе вне учебы после занятий. Ученики могут посещать разнообразные тематические консультации, экскурсии, факультативы и пр. Координаторами подобной деятельности выступают классные руководители.

Преподаватель также определяет формы и методы проведения занятий. При выборе конкретного метода он опирается на специфику класса.

Критериями воспитанной личности являются объективные показатели готовности учеников к воспитанию и способности выполнять свои социальные функции. Также критериями могут выступать требование к личности, нормы поведения, деятельность в обществе, идеалы и т.д.

Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя

При работе с коллегами заместитель директора по воспитательной части, а также классный руководитель придерживаются следующей системы:

 

Работа со взрослыми предусматривает руководство и рекомендации педагогам при планировании, организации и оценке результативности воспитательного процесса; оказание помощи в повышении «воспитательной» квалификации и создании условий для реализации педагогических навыков и координации воспитательной работы в школе и обществе;

Деятельность заместителя директора по воспитательной части и классного руководителя предусматривает работу с детьми и со взрослыми;

Воспитательная деятельность нацелена на развитие личностей учащихся; создание, укрепление и общее развитие коллектива школы; работу со школьным активом; становление и укрепление школьных традиций, а также организацию и проведение коллективных творческих дел (КТД).

Методическое объединение классных учителей определяет приоритетное направление воспитательной работы на целый год, при этом сохраняются остальные компоненты воспитания.

 

воспитательная работа классного руководителя

Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств.

Эффективное решение воспитательных задач зависит от умения классного руководителя выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им, при этом принимая ребенка таким, каков он есть. Принятие другого человека, по К. Роджерсу, не есть любовь и уважение к нему. Принятие есть твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет права его уничтожить. «Принять человека таким, какой он есть – это может только гений». Принятию другого человека надо учиться.

Деятельность классного руководителя имеет творческий характер. Особенность ее заключается в том, что классный руководитель всегда имеет дело с живым «человеческим материалом». Творчество классного руководителя есть оригинальное решение педагогических задач в нестандартных ситуациях, комбинирование известных форм, способов деятельности или создание новых систем воспитания, подходов к этому процессу.

Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя, в свою очередь, определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Деятельность классных руководителей ориентирована на решение следующих задач:

– обеспечение самоопределения личности;

– формирование общей культуры человека-гражданина;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными группами;

– воспитание патриотов, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебное время педагогу важно занять позицию старшего товарища, консультанта и советчика.

Воспитательная деятельность классного руководителя достигает цели и дает положительные результаты при уcловии, если она проводится в определенной системе. Под системой работы классного руководителя следует понимать единство целей, задач, принципов, содержания, методов и форм организации процесса воспитания, не противоречащих возрасту, потребностям и способностям воспитуемого, интересам общества и государства.

 

воспитание как фактор социализации личности

 Близким к понятию «воспитание» по содержанию является другое понятие – «социализация». Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Воспитание следует рассматривать как часть процесса социализации, оно выступает своеобразным механизмом ускорения и усиления процесса социализации. Социализация человека – это качественные и количественные изменения системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, идеалов и моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в обществе (социуме) и достигаемое в процессе собственной деятельности индивида.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление предполагает согласование требований и ожидания социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением, согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды. Таким образом, приспособление это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации (индивидуализации) человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать личные проблемы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самореализации и самоутверждению (поведенческая автономия).

Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

В процессе социализации человек приобретает качества – ценностные ориентации, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Основными источниками социализации личности являются: передача культуры через семейный уклад жизни, обучение и воспитание в образовательных учреждениях, влияние средств массовой информации и культуры, взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности, самообразование и самовоспитание.

Таким образом, по своей сущности воспитание является одним из процессов, происходит социализация личности. В результате социализации личности осуществляется усвоение моральных и правовых норм, стиля общественного поведения, способов решения социальных задач, ценностей общества и т.д.

Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретные люди), групповых (семья, группа, коллектив), социальных (воспитательные учреждения, религиозные, общественные и другие организации).

Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познанием, видами деятельности и поведения, отбор и усвоение которых имеют индивидуально-избирательный характер.

Социализация личности, включая и ее воспитание, протекает во взаимодействии субъектов при разнообразных условиях, активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Различают макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

Макрофакторы оказывают влияние на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство). Географическая (природная) среда оказывает несомненное влияние на развитие личности. К географической среде в последнее время присоединился новый фактор, который называют экологическим кризисом. В биосфере происходят настолько сильные изменения, что они могут оказаться опасными для всего живого.