Уголовно-исполнительное право (ответы)

Понятие уголовно-исполнительной политики и ее содержание.

Правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права.

В теории уголовного права выделяют понятие уголовной политики в широком смысле этого слова и определяют его как определение и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью. Во всех отраслях правовой системы, связанных с реализацией этой задачи (во всех отраслях уголовно-правового цикла). В рамках уголовной политики различные авторы выделяют разные количества ее отраслей или подсистем. П.Н. Панченко считает, что уголовная политика включает такие подсистемы как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, уголовно-тактическая, уголовно-профилактическая и криминалистическая политика. Э.Ф. Побегайло выделяет в рамках уголовной политики уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (пенитенциарную), криминологическую (профилактическую), административно-правовую разновидности политики. А.Н. Игнатов делит уголовную политику на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную. Таким образом, все авторы как минимум выделяют три подотрасли уголовной политики.

В.К. Дуюнов в рамках уголовной политики выделяет два основных направления. Во первых, все виды политик он относит к одному направлению – политика реагирования на преступления и еще есть политика предупреждения преступления. При этом, уголовно-исполнительную политику он относит к политике реагирования на преступления. Что является не вполне логичным по следующим обстоятельствам: Во первых, согласно ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса, уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. То есть, у законодательства одна из целей – это предупреждение преступления. Во вторых, в рамках уголовно-иполнительного права и уголовно-исполнительной политики выделяется институт мер ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание. Правда некоторые авторы пытаются оспорить это и сказать, что это не уголовно-исполнительное право. Таким образом, уголовно-исполнительная политика является по своей сути не только политикой реагирования на преступления, но и политикой их предупреждения одновременно. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовно-правовой политикой, уголовно-правовой политикой в узком смысле этого слова. Уголовно-правовая политика определяет меры воздействия на преступность только и именно средствами уголовного права. Уголовно-правовая политика может воздействовать на общество путем изменения наказания, путем криминализации и декриминализации деяния. В контексте исполнения уголовных наказаний все то же самое. Можно ухудшать, улучшать положение осужденных. Что получается. Да, это деление уголовной политики на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную обоснованно.

Уголовно-исполнительная политика по сравнению с уголовно-правовой имеет более узкое содержание. Она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности, основные формы и методы исполнения уголовных наказаний. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика базируется на международных стандартах обращения с осужденными, достижениями в соответствующей науке и практике.

Уголовно-исполнительная политика в узком смысле – это определение и реализация тактики и стратегии борьбы с преступностью средствами уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительная политика в широком смысле – это специализированная деятельность прежде всего государственных органов, а также иных субъектов, включающая систему целей, мер, способов, обеспечивающих функционирование правового механизма исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера.

[свернуть]
Понятие уголовно-исполнительного права, его основные признаки.

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения). Предмет уголовно-исполнительного права составляют различные группы общественных отношений. Это в первую очередь общественные отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания, и осужденными. Центральное место указанных взаимоотношений обусловлено тем, что с момента вступления приговора в законную силу и до момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, и осужденный находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя друг с другом. При этом представитель администрации выступает как организатор жизнедеятельности, труда, отдыха, быта осужденных, в чем проявляется его руководящая роль. Естественно, чтобы исключить в процессе исполнения наказания ущемления прав и свобод осужденных, обеспечить их должное поведение, необходима жесткая правовая регламентация порядка и условий отбывания уголовных наказаний, отношений между администрацией и осужденными.

Признаками, характеризующими способ реализации принципа уголовно-исполнительного права, является следующее:

1.   Принцип уголовно-исполнительного права — это положение уголовно-исполнительного права, с учетом которого формируется содержание его норм. Это такое положение, которое должно пронизывать большинство норм отрасли.

2.   Принцип уголовно-исполнительного права – это требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан. Это признак выделил Полянский Н.Н.[8] Реализация принципа происходит, через отражение в уголовно-исполнительном законодательстве, а поскольку оно является обязательным для всех, они становятся обязательными и для всех правоохранительных органов, органов юстиции и для граждан.

3.   Принцип уголовно-исполнительного права – это такое положение, которое может находить свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст. 9 УИК РФ[9], исправление осужденных и его основные средства). Другие – выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст.ст. 78 и 87, рациональное применение мер принуждения и стимулирования их правопослушного поведения).

4.   Принцип уголовно-исполнительного права – это такое требование, которое носит устойчивый характер. Это означает, что политические и иные изменения, временного имеющие временный характер не способны влиять на них. Эти принципы отвечают тем ценностям, которые сложились в обществе.

5.   Принцип уголовно-исполнительного права – это положение, которое получило юридическое выражение в уголовно-правовых нормах.

[свернуть]
Предмет и метод уголовно-исполнительного права.

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права – это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К предмету уголовно-исполнительного права наряду с общими положениями и принципами исполнения наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ, относится регулирование применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Под методом правового регулирования в теории права традиционно понимается система юридических средств и способов воздействия на общественные отношения.

Методы уголовно-исполнительного права как отрасли права определяются по-разному. Справедливо считают отдельные авторы (В. А. Уткин, В. С. Епанешников), что «проблема метода (или методов) правового регулирования уголовно-исполнительного (ранее – исправительно-трудового) права остается одной из наименее разработанных. В учебной литературе ей обычно отводится лишь несколько строк»

равовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

  • • императивного (метода властного приказа);
  • • диспозитивного метода;
  • • метода поощрения;
  • • метода взыскания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование приказов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта своих действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации предоставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одобряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании максимально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужденным порядка, условий отбывания наказания, и (или) меры уголовно-правового характера, и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм взысканий (ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 71, ч. 1 ст. 115, ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 168 УИК РФ).

[свернуть]
Принципы уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права.

В переводе с латинского понятие «принцип» (principium) означает первооснову какого-либо явления. В теории права и отраслевых юридических науках под принципами права принято понимать основополагающие руководящие идеи, отправные положения формирования, строения, функционирования и развития права, раскрывающие его сущность.

Принцип законности – первый среди принципов, указанных в ст. 8 УИК РФ. Как и иные упомянутые в данной статье общеправовые принципы, он относится к числу конституционных, и его наиболее общее содержание определяется ст. 15 Конституции РФ. Она, в частности, устанавливает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Принцип законности отражен и в целом ряде других статей Конституции РФ, например в ч. 3 ст. 55, определяющей, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

  • • «законность» самих законов в области исполнения наказаний, включая их соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, общепризнанным международным актам;
  • • верховенство законов среди источников уголовно-исполнительного права, т.е. недопустимость принятия противоречащих федеральному закону подзаконных нормативных правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а в случае противоречия – их своевременное изменение или отмену;
  • • соответствие закону правоприменительных (индивидуальных правовых) актов в области исполнения наказаний с точки зрения компетенции принимающих их учреждений, органов и должностных лиц, оснований, порядка, содержания, формы актов и юридических последствий их принятия;
  • • законность (соответствие закону) фактической деятельности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, причем как специфических или основных (государство в лице учреждений и органов, должностные лица, их сотрудники и осужденные), так и неспецифических (родственники осужденных, адвокаты, иные лица, общественные объединения и органы, муниципальные органы и т.д.), недопустимость коррупции;
  • • законность средств обеспечения законности, в частности со стороны тех органов, которые предусмотрены ст. 19–24 УИК РФ в числе субъектов контроля за деятельностью уголовно- исполнительной системы.

Принцип законности непосредственно определяет содержание целого ряда норм Общей и Особенной частей УИК РФ, в частности ст. 10: «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации».

В сфере исполнения уголовных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера принцип законности приобретает особое значение, поскольку эта деятельность по реализации государственного принуждения осуществляется в строго регламентированных формах и границах и в относительно большей степени чревата нарушением прав и законных интересов осужденных. В особенности, когда это касается применения к осужденным мер взыскания (ст. 116–119 УИК РФ), мер безопасности (ст. 86 УИК РФ), в том числе физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств (гл. V Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Здесь соблюдение законности является неотъемлемым условием реализации другого рассматриваемого ниже принципа – принципа гуманизма. Последний, как известно, включает в себя запрет пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Устанавливая такой запрет на международном уровне, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. не включает в определение пытки «боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (курсив наш. – Примеч, авт.)».

Принцип гуманизма (от лат. homo – человек) в уголовноисполнительном праве также имеет прочную конституционную основу. В ст. 2 Конституции РФ установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Идея гуманизма пронизывает ряд общепризнанных международных актов, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. говорится, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». На гуманизм опирается большое число авторитетных международных документов об исполнении наказания и обращения с осужденными. В принятых 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Основных принципах обращения с заключенными» указано, что «все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей» (ст. 1). Аналогичное положение отражено в пр. 3.9 «Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах)», принятых 14 декабря 1990 г.: «На всех стадиях обеспечивается уважение человеческого достоинства правонарушителя, к которому применяются не связанные с тюремным заключением меры».

Таким образом, для правильного понимания принципа гуманизма категория «человеческое достоинство» является определяющей. Достоинство человека (человеческое достоинство) присуще «всем членам человеческой семьи»[1] как непреходящая и социальная ценность каждого представителя Homo sapiens. И в этом смысле «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве», признание такого достоинства «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»[2]. В этом смысле никакие уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК РФ, ч. 2 ст. 12 УИК РФ). При этом термин «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания» должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить по возможности наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психического характера, включая содержание задержанного или заключенного в условиях, которые лишают его временно или постоянно любого из его природных чувств, таких как зрение, слух, пространственная или временна́я ориентация (комментарий к Принципу 6 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г.).

Статья 3 УИК РФ определяет, что уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Среди принципов уголовно-исполнительного законодательства в ст. 8 УИК РФ упоминается принцип демократизма. В научной и учебной литературе он традиционно признается одной из «руководящих идей» уголовно-исполнительной (ранее – исправительно-трудовой) политики и права.

Очевидно, что он является производным от понятия «демократия». Несмотря на сложность и многоаспектность этой категории, сущностные черты демократии как «народовластия» многократно интерпретировались и детализировались в юридической науке. С позиций общей теории права и конституционного права демократия – эго политический режим, который основывается на признании принципа равенства и свободы всех людей, верховенстве закона, разделении властей, участии граждан в управлении государством, в том числе путем выборов.

Обобщение мнений большинства российских пенитенциаристов по этому вопросу приводит к выводу, что содержание и действие этого принципа усматривают:

  • – в демократизме принятия уголовно-исполнительного законодательства и порядка внесения в него изменений;
  • – учете общественного мнения при совершенствовании законодательства и деятельности УИС;
  • – соответствии задач уголовно-исполнительного законодательства интересам парода;
  • – признании осужденных субъектами права при гарантировании им прав и свобод с установленными в законе ограничениями;
  • – содействии общественных объединений учреждениям и органам УИС и общественном контроле за их деятельностью;
  • – расширении участия общественности в исполнении наказания, в порядке подачи и разрешения обращений осужденных и свободе выбора ими языка обращений и переписки;
  • – открытости, гласности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • – различных формах контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (судебный, ведомственный контроль, прокурорский надзор, контроль со стороны органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) и в расширении круга его субъектов;
  • – принятии ряда решений администрацией исправительных учреждений с участием общественности;
  • – расширении так называемых диспозитивных начал в решении некоторых вопросов при исполнении наказания;
  • – демократизации управления УИС, усилении в этом роли местных (региональных, муниципальных) властей.

 

Среди принципов уголовно-исполнительного законодательства ст. 8 УИК РФ упоминает также равенство осужденных перед законом. Принято считать, что в этом положении нашел отражение закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Статья 7 Всеобщей декларации прав человека, провозглашая равенство всех людей перед законом и право всех на равную защиту закона, связывает реализацию этого права с защитой от какой-либо дискриминации. Данный тезис конкретизируется в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, где провозглашается, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

По сравнению со ст. 19 Конституции РФ, которая предусматривает равенство всех перед законом и судом, в ст. 8 УИК РФ говорится только о равенстве перед законом и только о равенстве осужденных. Насколько это обоснованно? Конечно, наибольшую актуальность имеет проблема реализации этого положения именно в отношении осужденных. Однако она значима и в отношении иных субъектов уголовно-исполнительных отношений, например родственников осужденных, представителей общественных объединений, содействующих работе исправительных учреждений. Трактовка указанного в ст. 8 положения именно как отраженного в ст. 19 Конституции РФ общеправового принципа требует уточнения его содержания как «равенства осужденных и иных лиц перед законом».

Что касается равенства перед судом, то его едва ли нужно специально отражать в нормах УИК РФ. Ведь во всех случаях, когда осужденные вступают в правовые отношения с судом, эти отношения регулируются нормами об уголовном или гражданском судопроизводстве, где принцип равенства граждан перед судом закреплен (например, в ст. 15 УПК РФ).

Среди отраслевых принципов уголовно-исполнительного права в ст. 8 УИК РФ указан принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Судя по содержанию ряда норм Кодекса, дифференциация и индивидуализация распространяются также на реализацию иных мер уголовно-правового характера. Кроме того, сам термин «исполнение наказаний» здесь используется в гак называемом широком смысле, включая также осуществление соединяемых с наказанием некарательных исправительно-предупредительных мер. В данном положении, в сущности, содержится не один, а два принципа.

Первый из них – это принцип дифференциации исполнения наказаний. Он проявляется в установлении для различных категорий осужденных разных условий отбывания наказания, отличающихся объемом и характером карательно-воспитательного воздействия.

Основой дифференциации является классификация осужденных по тем или иным однородным признакам. Это пол, возраст, характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, наличие судимости, места жительства в определенном регионе, прошлая преступная деятельность, состояние здоровья и т.п. Предпосылка уголовно-исполнительной дифференциации – уголовно-правовая их дифференциация, которая проводится судом при постановлении обвинительного приговора на основании норм УК РФ. На этой стадии в первую очередь дифференцируются осужденные к реальному лишению свободы и осужденные без лишения свободы, а среди последних – осужденные к реальным альтернативным наказаниям и осужденные условно либо с отсрочкой исполнения наказания (ст. 73, 82, 821 УК РФ).

Дифференциация режима отбывания лишения свободы производится судом непосредственно в резолютивной части обвинительного приговора (ст. 308 УПК РФ) на основании ст. 58 УК РФ

«Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения».

Уголовно-исполнительная дифференциация осуществляется в соответствии с положениями ст. 73 («Места отбывания лишения свободы»), ст. 74 («Виды исправительных учреждений»), ст. 77 («Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для работ по хозяйственному обслуживанию»), ст. 80 («Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях») УИК РФ и в соответствии с положениями этого Кодекса об определении условий отбывания наказания (обычные, облегченные, строгие) при поступлении в исправительные учреждения.

Индивидуализация исполнения наказаний – это обеспечение максимально возможного соответствия наказания и соединяемых с ним некарательных мер личности осужденного, характеру и тяжести совершенного преступления, а также поведению в период отбывания наказания.

Уголовно-правовые основания индивидуализации также содержатся в судебном приговоре. Приговор устанавливает каждому конкретному осужденному вид и срок наказания, режим, а в некоторых случаях – место отбывания (исправительные работы по месту работы или в иных местах), порядок исполнения (при рассрочке или отсрочке уплаты штрафа). Принципу индивидуализации назначения наказания (иной меры уголовно-правового характера) должны отвечать обязанности и запреты, возлагаемые на виновного судом при ограничении свободы (ч. 1 ст. 53 УК РФ) и условном осуждении (ч. 5 ст. 73 УК РФ). Они, в свою очередь, служат юридической предпосылкой индивидуализации исполнения этих мер.

Дальнейшее изменение порядка и условий исполнения (отбывания) наказания осуществляется главным образом с учетом положений педагогики и психологии в зависимости от поведения самого осужденного на основании норм уголовно-исполнительного права. Такое изменение в лучшую или худшую для осужденного сторону отражает динамический аспект индивидуализации отбывания наказания и в теории уголовно-исполнительного (а рапсе – исправительно-трудового) права традиционно именуется «прогрессивной системой отбывания наказания». Наиболее детально она разработана применительно к исполнению (отбыванию) лишения свободы и в действующем законе нашла отражение в нормах о поощрениях и взысканиях, применяемых к осужденным (ст. 113, 115, 134, 136 УИК РФ), об изменении условий отбывания лишения свободы (ст. 87, 120, 122, 124 УИК РФ), вида режима исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), об условно-досрочном освобождении от наказания и замене его более мягким (ст. 79, 80 УК РФ, ст. 175 УИК РФ).

Принцип рационального применения мер принуждения должен учитываться при реализации целого комплекса предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством принудительных мер: взыскания (ст. 46, 59, 115, 117, 136 УИК РФ и др.), мер безопасности (ст. 82, 85, 86 УИК РФ, гл. V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), мер принудительного обеспечения (ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 35, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 6 ст. 96 УИК РФ, примечание к п. 164 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, и др.). Понятно, что конкретные критерии рациональности принуждения – качественно иные, нежели критерии рациональности средств исправления или стимулирования правопослушного поведения осужденных. Основным специфическим критерием рациональности мер принуждения следует считать их обоснованную «необходимую достаточность», определяемую экономией принудительных средств.

Принцип рациональности применения средств исправления осужденных, по всей вероятности, относится к некарательным исправительным мерам. Ведь наказание и составляющие его содержание ограничения тоже преследуют цель исправления (ч. 2 ст. 43 УК РФ). В свою очередь, наказание – мера принуждения (ч. 1 ст. 43 УК РФ), поэтому рациональность наказания как исправительной меры охватывается принципом рационального применения мер принуждения.

Основные средства исправления осужденных определены в ч. 2 ст. 9 УИК РФ: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Очевидно, что рациональность их использования отлична от рациональности применения мер принуждения (ведь нелепо, к примеру, говорить, об «экономии» общего образования или профессиональной подготовки). Рациональность применения некарательных средств исправления включает в себя их организационно-правовую рациональность и рациональность социально-педагогического содержания. Первая – это выбор оптимальных правовых форм (сочетание обязательности и добровольности) привлечения осужденных к труду, обучению, культурным мероприятиям. Вторая – использование в работе по исправлению осужденных данных психологии, принципов и методов социально-педагогической работы (методов «перспективных линий», «опоры на положительное» и т.п.).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем исправительно- трудовом законодательстве. В теории он именовался «принципом соединения наказания с мерами исправительно-трудового воздействия». Тем не менее среди ученых и ныне нет единой точки зрения по вопросу о содержании и сфере действия данного принципа.

В советский период преобладало мнение, что он распространяется лишь на те «срочные» наказания, которые, имея специфический режим отбывания, при их реальном исполнении соединяются прежде всего с обязательным трудом (лишение свободы, исправительные работы, ссылка).

Другая группа ученых, исходя из более широкого понимания мер исправительно-трудового воздействия, несводимого к специфическим формам привлечения осужденных к труду, полагала, что рассматриваемый принцип в той или иной интерпретации справедлив для всех уголовных наказаний, а также для условного осуждения, отсрочки исполнения наказания и неотбытой части срока наказания при условно-досрочном освобождении.

[свернуть]
Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Применение уголовно-исполнительного законодательства.

под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбываниянаказания и иных мер уголовно-правового характера, а также применения к осужденным основных средств исправления

Структура национального уголовно-исполнительного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов. Статья 4 УИК РФ также предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний. Таким образом, национальное уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из законодательства в узком смысле слова, т.е. законов как нормативных правовых актов высшей юридической силы, и системы подзаконных актов.

Законодательство в узком смысле слова также делится на два блока: кодифицированное и некодифицированное. Кодифицированное законодательство представлено Уголовно-исполнительным кодексом РФ, который был принят в декабре 1996 г. и вступил в действие 1 июля 1997 г.

Некодифицированное законодательство представлено несколькими федеральными законами, которые так или иначе касаются регулирования процесса исполнения и отбывания наказания. Данные законы могут быть специализированными, т.е. касаться именно вопросов исполнения наказания. Примером такого закона является Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». К неспециализированному законодательству можно отнести достаточное количество законов, которые лишь отчасти касаются вопросов исполнения наказания. Например, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» относится к уголовно-исполнительному законодательству лишь в части осуществления прокуратурой надзора за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Согласно ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации, в силу чего законы субъектов РФ по вопросам исполнения наказания не принимаются, и потому данный вид нормативных актов в систему российского уголовно-исполнительного законодательства не входит.

Подзаконные акты имеют весьма важное значение в системе уголовно- исполнительного законодательства РФ. Поскольку федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний, то в систему подзаконных нормативных актов входят нормативные акты всех уровней.

Первый уровень представлен указами Президента РФ. В качестве примера следует привести Указ Президента РФ от 08.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Не меньшее значение для функционирования уголовно-исполнительной системы имел и Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

Второй уровень подзаконных актов представлен нормативными актами Правительства РФ. Следует отметить, что именно Правительство РФ регламентирует все вопросы, которые так или иначе связаны с финансированием системы исполнения наказаний. Примерами могут служить постановления Правительства РФ: от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время»; от 15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому груду».

Кроме решения вопросов финансирования уголовно-исполнительной системы и обеспечения ее жизнедеятельности Правительство РФ утверждает положения о всех исправительных учреждениях, входящих и не входящих в уголовно-исполнительную систему. Так, постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 утверждено Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, а постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 № 669 — Положение о дисциплинарной воинской части.

Третий уровень подзаконных нормативных актов образуют ведомственные нормативные акты, которые представлены прежде всего приказами, распоряжениями, инструкциями и иными актами, утвержденными Минюстом России. Ведомственное нормативное регулирование в системе уголовно-исполнительного законодательства представлено весьма широко. Достаточно сказать, что в настоящее время количество таких актов более 150. Среди них, несомненно, наиболее значимыми являются:

  • — правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказами Минюста России;
  • — инструкции о порядке надзора за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях разного типа, утвержденные приказами Минюста России;

— многочисленные положения, регламенты, инструкции, иные подзаконные акты, регламентирующие правовой статус как осужденных, так и администрации исправительных учреждений. В некоторых случаях такие нормативные акты издаются Минюстом России совместно с другими федеральными органами государственной власти. Примером может служить приказ Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

Четвертый уровень подзаконных актов, входящих в систему уголовноисполнительного законодательства, представлен локальными нормативными актами, значение которых для деятельности как осужденных, отбывающих наказание, так и для администрации исправительных учреждений, исполняющих наказание, трудно переоценить. Именно они, развивая и уточняя положения федеральных законов и нормативных актов большей юридической силы, регламентируют повседневную деятельность уголовно- исполнительной системы. Среди них следует выделить правила внутреннего распорядка конкретного исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание.

Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободыарест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.

Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

[свернуть]
Международные акты об обращении с осужденными. Развитие международного сотрудничества в области обращения с осужденными.

Система действующих международных актов об обращении с осужденными — часть системы международных актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.

Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать как минимум по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств-применителей.

По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные[3].

Универсальные стандарты вырабатываются ООН, а региональные — Советом Европы или иными региональными объединениями

государств. Ниже будут затронуты только универсальные стандарты, поскольку освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, делятся на два класса: 1) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязательности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы — принципы и общие положения; 2) конкретные стандарты — рекомендации, не имеющие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.

1. Акты общего характера:

Всеобщая декларация прав человека (1948);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963);

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981);

Декларация прав ребенка (1959);

Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971);

Декларация о правах инвалидов (1975)[4].

2. Специализированные акты:

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955);

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984);

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979);

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982);

Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984);

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985);

Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989);

Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990);

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990);

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: 1) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; 2) применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

История международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые получившие общественное звучание идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовали широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы.

Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, международных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся в 1846 г. во Франкфурте-на-Майне, второй — в 1847 г. в Брюсселе, третий — в 1857 г. снова во Франкфурте[1]. Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарными проблемами направленность, на втором был образован разместившийся в Париже Тюремный комитет действия, на третьем предметно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный характер намечаемых мер.

Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии (1872 г. — комиссии представителей государств, с 1878 г. — Международной пенитенциарной комиссии, затем Международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вторая серия из 12 тюремных конгрессов, состоявшихся в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Риме (1885), Санкт-Петербурге (1890), Париже (1895), Брюсселе (1900), Будапеште (1905), Вашингтоне (1910), Лондоне (1925), Праге (1930), Берлине (1936), Гааге (1950).

Тюремные конгрессы второй серии приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела — резолюций, носивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизировать отдельные моменты ее функционирования. На конгрессах обсуждались вопросы целесообразности одиночного тюремного заключения (пришли к выводу, что оно вредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослых рецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложили примерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить перечень дисциплинарных проступков осужденных и т. п.), труда лиц, лишенных свободы (предложили считать труд обязательным для осужденных, оплачивать его и т. д.), участия общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создать наблюдательно-попечительские органы при каждом месте заключения и т. п.) и другие проблемы пенитенциарной политики и практики.
В 1950 г. возникшая в русле тюремных конгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределы чисто пенитенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенциарная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя ООН’.
Под эгидой ООН проблематика применения уголовных наказаний развивается главным образом в рамках Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые проводятся один раз в пять лет начиная с 1955 г.: Женева (1955),

[свернуть]
Понятие исполнения и отбывания наказания, его основные признаки и содержание.

Составом исполнения уголовных наказаний является совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков (элементов), характеризующих исполнение меры государственного принуждения как исполнение конкретного вида наказания (например, исполнение обязательных работ, исправительных работ, лишения свободы на определенный срок и т.д.).

Состав исполнения уголовного наказания образуют четыре группы признаков, или элементов: 1) объект; 2) объективная сторона; 3) субъект; 4) субъективная сторона.

Исполнение наказания — обязанность соответствующих учреждений и органов в своей деятельности реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Отбывание наказания. Осужденные должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Исполнение наказания — урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) — комплекса ограничений прав и свобод осужденного.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания, значение которых состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Ограничения прав присущи исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания: лишение гражданина одного из основных субъективных прав — свободы — влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ: свободы передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъектами права.

При исполнении исправительных работ карательное воздействие выражается в ограничении определенного объема трудовых и иных прав осужденного и удержание до 20 % заработка.

При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в увольнении осужденного с должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности — врачебной, педагогической.

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Режим исполнения и отбывания наказания — одно из основных средств исправления осужденных, создающий одновременно условия для применения других средств их исправления. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в местах лишения свободы, в арестных домах, дисциплинарных воинских частях, исправительных центрах, они регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности.

[свернуть]
Режим исполнения наказания, его основные элементы и требования.

Режим в исправительных учреждениях — установленный УИК РФ и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания уголовного наказания.

Функции режима:

  1. карательная.Кара — это причинение лицу, совершившему преступление, физических и моральных тягот и лишений. Комплекс правоограничений, выраженных в режиме, составляет содержание наказания. Карательное воздействие режима заключается уже в самом лишении свободы, изоляции осужденных от общества. Характер этих ограничений зависит от вида учреждения. Карательная функция не только устрашает, но и пробуждает у осужденных стремление сохранить те блага, которыми люди пользуются на свободе;
  2. воспитательная.Карая преступников, режим выполняет и воспитательную функцию. Она проявляется в том, что он способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний, страданий. Режим в исправительных учреждениях способствует формированию у осужденного необходимых навыков, привычек, так как приучает его к систематическому, строгому соблюдению правил, содействует воспитанию у осужденных правосознания, помогает преодолеть негативные черты личности и осознать ценности утраченных благ. Воспитательная сторона режима проявляется в его дисциплинирующем воздействии на осужденного;
  3. обеспечивающая.Режим обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними; точное и неуклонное исполнение осужденными возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала и т. д.

Основные средства исправления осужденных:

  1. режим — управляемый и регулируемый нормами — уголовно-исполнительного права и в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс, а также порядок исполнения и отбывания наказания, совокупность правил, регулирующих объем ограничений, установленных для осужденных, и порядок их реализации;
  2. воспитательная работа — система мер исправительного воздействия, направленная на устранение у осужденных ошибочных антиобщественных взглядов, формирование и привитие им положительных установок и убеждений;
  3. общественно полезный труд;
  4. получение общего образования;
  5. профессиональная подготовка и обучение;
  6. общественное воздействие.

С помощью режима и через режим к осужденным применяются все остальные средства исправления.

Все функции направлены на достижение целей наказания:

  1. исправление осужденных;
  2. предупреждение совершения ими новых преступлений;
  3. предупреждение совершения преступлений новыми лицами.

Способы обеспечения режима:

  1. с помощью мер убеждений — осужденному разъясняется необходимость соблюдения требований режима. В данные меры включаются: правовое воспитание осужденных; применение мер поощрения; общественное воздействие;
  2. с помощью мер принуждения — применяются посредством принудительной деятельности, включающей в себя охрану осужденных и постоянный контроль за ними; применение дисциплинарной практики мер взыскания.

[свернуть]
Понятие исправительного воздействия. Система средств исправления и их содержание.

Большинство ученых отмечают, что ограничение свободы сопряжено с карательным, исправительным и предупредительным воздействием на осужденных. При исполнении и отбывании наказания в виде ограничения свободы право осужденного свободно передвигаться, право на неприкосновенность его частной жизни и иные права и законные интересы осужденного, определенные судом, подвергаются карательному воздействию со стороны уголовно-исполнительной инспекции.Основными средствами исправления, которые в обязательном порядке применяются к осужденным к ограничению свободы, являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа и общественное воздействие.В уголовно-исполнительном законодательстве детально регламентируются лишь меры поощрения, взыскания и порядок их применения.

Меры поощрения.

В соответствии со ст. 57 УИК РФ за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:

  • а) благодарность;
  • б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
  • в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней;
  • г) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.

В разделе VI «Порядок применения мер поощрения к осужденным к ограничению свободы» Инструкции № 258 указано, что применение мер поощрения в виде разрешения па проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней, разрешения на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования рассматривается по обращению осужденного (п. 52).

Решение о применении к осужденному мер поощрения выносится начальником инспекции либо лицом, его замещающим, в форме постановления с учетом личности и поведения осужденного, отбытого срока и объявляется ему под роспись (п. 53).

К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, инспекция может применить меры поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Применение данного вида поощрения возможно по истечении трех месяцев со дня вынесения предупреждения и по истечении шести месяцев со дня вынесения официального предостережения. При этом при наличии двух взысканий первым снимается взыскание, наложенное ранее и не являющееся на момент поощрения погашенным (п. 54).

Меры взыскания.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в ч. 1 ст. 58 УИК РФ, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.

Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:

  • а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;
  • б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;
  • в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
  • г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;
  • д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
  • е) невыполнение осужденным требования, указанного в ч. 3 ст. 50 УИК РФ.

[свернуть]