Образовательно право. Экзамен

1.1. Проблемы становления образовательного права как самостоятельной отрасли российского права Следовательно, образовательное право, обладающее собственным предметом и отличным методом правового регулирования, является отдельной отраслью права. Однако эта отрасль находится в стадии становления. Не все юристы признают право данной отрасли быть самостоятельной отраслью права, что имеет определенные исторические предпосылки. Во-первых, оно имеет свой, не дублируемый другими отраслями права, устойчивый, массовидный предмет правового регулирования, которым охватываются отношения в такой особой сфере предметно-практической деятельности общества, как образование. Образовательные отношения, составляя сердцевину (профиль) отрасли, характеризуются уникальным составом. Все компоненты состава данных отношений — объект, субъект и содержание — отличаются от соответствующих компонентов гражданско-правовых, трудовых, административных и иных отношений, образующих предметы традиционных отраслей права. Комплексные институты, возникающие на стыке образовательного права с гражданским, административным, трудовым и иными отраслями права, носят вторичный, обеспечительный характер и входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они способствуют созданию необходимых условий для надлежащего функционирования образовательных отношений.

Во-вторых, сообразно специфике предмета правового регулирования образовательное право устанавливает и особый режим нормативно-правового регулирования образовательных отношений. Как показано в первой главе, данная отрасль права обладает совокупностью только ей присущих правовых принципов и особым методом правового регулирования. При этом уникальность метода образовательного права проявляется во всех его компонентах. В-третьих, образовательное право имеет весьма развитую систему источников, в которую входят федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования России и иных центральных органов исполнительной власти. Значительной предстает система законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам образования. В систему источников образовательного права входят также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций. и нормативные договоры. Таким образом, образовательное право в полной мере соответствует и такому признаку отрасли, как наличие значительной совокупности правовых источников.

В-четвертых, образовательное право интернирует свои предмет в ряд отраслей права, образуя в их структуре комплексные институты, и тем самым обладает еще одним атрибутом отрасли права.

 

1.2 Понятие и виды источников образовательного права. Понятие и виды источников образовательного права. Нормы образовательного права выражаются в разного рода правовых источниках. Под источниками права понимают письменные документы при, помощи которых правотворческие органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В системе образовательного права действуют 2 вида источников:
— нормативно-правовой акт
— нормативный договор.
Система законов в сфере образования является 3хуровневой и состоит из Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. Ведущую роль в этой системе играют Конституция РФ, а также федеральные законы. В РФ могут создаваться и действовать государственные и муниципальные органы управления образованием:
— федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
— федеральные ведомственные органы управления образованием;
— государственные органы управления образованием субъектов РФ;
— муниципальные органы управления образованием.Особенности источников образовательного права Исследователи выделяют ряд особенностей в источниках норм образовательного права. Нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах права; Определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки; Обязательность применения для всех участников правоотношений; Всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты образовательного права; Устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств; Прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость. Классификация источников образовательного права В юридической литературе представлено много классификаций источников образовательного права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них. Многие исследователи предлагают классифицировать источники данной отрасли права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе. Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны. Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие. Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ. 
1.3 Федеральные конституционные и федеральные законы как источники образовательного права.  
1.4 Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ как источники образовательного права. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарант прав и свобод человека и гражданина, его деятельность призвана обеспечить решение важных государственных задач, с одной стороны, и согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти — с другой.

Полномочия Президента РФ, определяющие содержание издаваемых им актов, установлены в федеральной Конституции (ст. 80, 83, 89). По характеру своих функций Президент РФ не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. Вместе с тем в своей деятельности он соприкасается с законодательной, исполнительной и судебной властями. Все это предопределяет содержание и виды актов Президента РФ и их соотношение с другими правовыми актами. Тем не менее, большинство его функций связано непосредственно с реализацией положений норм федеральных конституционных законов и федеральных законов, а значит, и с полномочиями исполнительной власти. Например, Президент РФ наделен конституционными полномочиями назначения федеральных министров и отстранения их от должности, т.е. он участвует в процедуре формирования исполнительной ветви власти.

Причем осуществляет он свои полномочия посредством принятия указов. Президент РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, которые находятся в его подчинении. Президент РФ уполномочен отменять, если сочтет нужным, нормативные акты Правительства РФ и федеральных министерств и отдельных федеральных служб. При этом такая отмена осуществляется также его указами.

Сказанное позволяет относить Президента РФ к особой отдельной ветви государственной власти, стоящей над исполнительной ветвью власти.

Особое значение нормативных правовых актов Президента РФ в правовом регулирования определяется прежде всего тем, что глава государства участвует как в формировании, так и в осуществлении государственной политики. Данное положение закреплено в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, где говорится, что «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». акт судебный конституция президент

При этом цели и задачи государственной власти не могут осуществляться только с помощью федеральных программ, проводимой политической деятельности и освещения ее результатов в СМИ. Сегодня важную роль в претворении в жизнь не только приоритетных национальных проектов, но и других государственных функций и задач играют такие результаты нормотворчества, как указы Президента РФ. Из этого следует, что Президент РФ осуществляет два основных вида правовой политики — нормотворческую, когда происходят конкретизация и детализация актов, принятых федеральными законодателями, и правоприменительную. По своему статусу Президент РФ, в отличие от глав государств в президентских республиках, которые являются единоличными органами исполнительной ветви власти, «де-юре» не относится к исполнительным органам государственной власти. Правовые акты Президента РФ подразделяются на два вида: а) нормативные акты (принимаются только в форме указов); б) индивидуальные (не нормативные) акты (принимаются в форме указов или распоряжений). Отмеченная специализация форм правовых актов на практике не всегда соблюдается: имеет место принятие в форме распоряжений нормативных актов или сочетание нормативных, и индивидуальных актов.

Правовые акты Президента РФ должны быть эталоном как по содержанию, как и по официально-формальному оформлению. Главное — они не должны противоречить Конституции и законам России. Указы Президента РФ в системе источников права играют важную роль. Этимологически «указ» (заимствование из польского языка) означает «письменное приказание, повеление государя». С момента появления этот источник российского права оказывал значительное влияние на развитие правовой системы. Указами регулировались важнейшие отношения в российском обществе в разные периоды его истории.

1.5 Акты федеральных органов исполнительной власти как источники образовательного права. Акты, содержание которых составляют нормы другого источника права, являются безусловно правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками нормативно-правового акта. Это всего лишь разновидность информационных актов, которые оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. В них отсутствует собственная воля центрального органа исполнительной власти, направленная не создание новых норм или изменение действующих. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. имеют силу закона, указа, постановления, которая ни при каких условиях не пере-ходит на воспроизводящие их акты других органов.
1.6 Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ как источники образовательного права. Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» – служит основой правового статуса человека в области образования;

3. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

4. Указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить Конституции и Федеральным законам, принимаются для регулирования отношений в сфере образования;

5. Постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», утверждающие типовые положения о различных образовательных учреждениях.

6. Акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования:

А) нормативно-правовые акты Министерства образованияи науки Российской Федерации и иных Министерств по вопросам образования, которые могут приниматься в следующих видах: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.

Б) Разъяснительные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, которые не являются нормативными правовыми актами, и не могут содержать общеобязательных предписаний, а могут выполнять информационную функцию, к ним относятся: письма, телеграммы, директивы и т.п.

В) нормативно-правовые акты (приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения) федеральных служб и агентств в составе Министерства образования и науки Российской Федерации, которые принимаются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (иные их акты не носят нормативно-правовой характер, как и акты структурных подразделений и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти);

7. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, не противоречащие федеральным законам в области образования (в соответствии с ч. 2 ст. 5, ч. 2, 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации)

8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в сфере образования, принимаемые органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования для решения вопросов местного значения

1.7 Правовые акты органов местного самоуправления как источники образовательного права. Муниципальные образования также наделяются определенными полномочиями в сфере образования. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

— организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования;

— организация отдыха детей в каникулярное время и т. д.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования закреплены в ст. 9 Закона об образовании 2012 г.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Таким образом, норма образовательного права может содержаться в нормативном правовом акте, принимаемом на муниципальном уровне.

Муниципальные акты, регулирующие образовательные отношения, —самая многочисленная группа источников образовательного права, принимаемая органами местного самоуправления по вопросам образования, отнесенным к компетенции муниципальных властей

 

1.8 Проблемы соотношения компетенции РФ и субъектов РФ в области образования.  
1.9 Нормы образовательного права: понятие, особенности, виды, классификация, общая характеристика. Образовательное право — отрасль права, т.е. группа норм, регулирующая образовательные отношения, отношения по воспитанию и обучению, которые требуют особого правового режима. Образовательное право имеет две формы существования: как первичная отрасль права и как комплексная отрасль права. Образовательное право — первичная отрасль права, которая регулирует образовательные отношения. Все отношения, которые возникают в сфере образования, регулируются комплексной отраслью образовательного права. Нормы, включенные в комплексный нормативный правовой акт, одновременно остаются в своих отраслях права, таких как: конституционное, административное, финансовое, трудовое, гражданское, семейное, земельное, образовательное и др.

Комплексная отрасль права характеризуется тем, что она возникает при наличии потребности общества в использовании новых механизмов, принципов, методов правового регулирования образовательных отношений. Особенностью образовательного правотворчества является и то, что статус, содержание и характер принимаемых образовательных нормативно-правовых актов зависит от того, о регулировании какого именно уровня образования идет речь.

 

1.10 Методы образовательного права. Наиболее важные специфические черты метода образовательного: главенство императивного и императивно-диспозитивного метода правового регулирования в общественных отношениях; отличительный правовой статус участников в образовательных отношениях; общедоступное и бесплатное начальное и основное общее образование; соединение нормативно-правового регулирования образовательных отношений на общегосударственном уровне нормативно-правового регулирования на региональном уровне, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и локальным регулированием образовательными учреждениями; единство и различие нормативного правового регулирования отношений в сфере образования; соединение контроля государства за качеством образовательных услуг с независимостью образовательных учреждений, свобода и плюрализм в образовании; особенности правоприменительной деятельности в процессе аттестации обучающихся; применение правовой ответственности за противоправные меры в образовательных отношениях, на правопорядок в сфере образования. Методы правового регулирования первичных, а так же вторичных отношений в сфере образования отличаются тем, что при регулировании их важное значение получают психологические составляющие как императивного, так и диспозитивного методов. Здесь речь идет о методиках и приемах убеждения, без этого невозможен процесс обучения и воспитания, а значит и личностное развитие ученика, педагогический профессиональный рост, в том числе педагогическая компетентность самого педагога.
1.11 Принципы образовательного права Принципы образовательного права т.е. ключевые идеи, которые определяют сущность права, делят на общеправовые, отраслей права и специальные. Общеправовые: принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма, единства прав и обязанностей. Отраслевые: гражданское право – свобода договора, трудовое право – свобода труда и т.д. Принципы образовательного права т.е. ключевые идеи, которые определяют сущность права, делят на общеправовые, отраслей права и специальные.

Общеправовые: принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма, единства прав и обязанностей.

Отраслевые: гражданское право – свобода договора, трудовое право – свобода труда и т.д.

Специальные закреплены в ст. 3 Закон N 273-ФЗ «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

1.12. Международные нормативно-правовые акты как источники образовательного права. Источниками образовательного права выступают нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения. Источниками образовательного права в Российской Федерации являются такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская социальная хартия, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Болонская декларация , Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций, Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования и так далее. Рассмотрим основные из них. Следующий документ — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Так же, как и во Всеобщей декларации прав человека, в статье 13 закрепляется право на образование для всех и о необходимости влияния образования на всестороннее развитие личности человека, его чувства уважения и терпения к человеческим правам, свободам и его достоинству. Общим является и то, что обязательным и бесплатным должно быть начальное образование. Право на профессиональную подготовку регламентировано 10 статьей. Согласно ей, обязанностью является предоставление технической и профессиональной подготовки всему населению, обеспечение средствами для доступа к высшему техническому и университетскому образованию исключительно на основе критерия личных способностей, создание и развитие систем профессиональной подготовки юношей и девушек по различным специальностям по месту работы, способствование профессиональной подготовке и переподготовке в связи с различными мотивами, включение в производственный процесс длительно безработных, поощрение максимального использования имеющихся возможностей за счет минимизации или ликвидации платы за обучение, предоставления материальной помощи, учета в нормальную продолжительность рабочего дня времени на дополнительную профессиональную подготовку, обеспечения системы ученичества или профессиональной подготовки молодых работников [2]. Исключая то, что указано в вышеизложенных документах, в статье 27 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека закреплена обязательность и бесплатность не только начального, но и основного общего образования. Также, согласно статье 28, должны обеспечиваться техническое или профессиональное обучение, получение высшего образования, создание учебной базы для рабочих и мест для их переподготовки [4]. А благодаря Болонской декларации идет активное внедрение двух ступеней образования – бакалавр и магистратура – в систему высшего образования, которые способствуют тому, что высшее образование, полученное в России, будет действительным в других странах-участниках декларации [6].Таким образом, международные акты сыграли большую роль в формировании законодательства в сфере образования РФ в положительном ключе и играют до сих пор.

 

2.1. Понятие и состав системы образования РФ — Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования.

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

общее образование,

профессиональное образование,

дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) среднее профессиональное образование;

6) высшее образование — бакалавриат;

7) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;

8) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

 

2.2 Общие требования к содержанию и процессу образования Содержание образования определяется в образовательных программах. Содержание образования должно:

  • 1) содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • 2) учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
  • 3) способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
  • 4) обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
  • 2) основные профессиональные образовательные программы:
    • — образовательные программы СПО — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
    • — образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
  • 3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред- профессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

 

 2.3.Государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,  среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,  среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 

3.1.Государственная политика в области управления образованием в советский период. В первой главе, «Реформы образования в 1917-1920-егоды», рассмотрены вопросы,касающиеся первых шагов партии большевиков в области реформирования образования. На каких началась должна была строиться школа «нового человека» и какие особенности были включены в оформление структуры школы, как проводника в коммунистическое будущее. Первый параграф «Образование в России накануне 1917 года» затрагивает политику Николая II, в области просвещения. По результату переписи 1897 года,ставилась задача обеспечения доступности школ с радиусом 3 версты для всех детей.В результате к 1917 году в стране были построены так называемые «школьные сети». Начиная с издания закона от 3 мая 1908 года, «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования», начинают проводиться реформыв стране по введению всеобщего образования в стране. В правление Николая IIначальноеобучение было бесплатным, а с 1908 года стало обязательным.Наиболее значимым по своей идее и потенциалу, в дореволюционной России являлся проект « Реформы средней школы», подготовленный в 1915-1916 годах, под руководством министра просвещения России П.Н. Игнатьева. Указывалось, что «учиться должно в средней школе не для того, чтобы получить те или иные частные знания, но для того, чтобы приобрести метод, позволяющий ученику уже самому научиться любому знанию.

Во втором параграфе «Первые шаги в преобразовании школьной системы» рассматриваются идеологическая направленность первых постановлений касающихся реформирования образования.Ситуация,которая складывалась втот период, была не в пользу большевиков.Однако к лету 1918 года новая власть успешноначала перестройку системы народного образования. Так,основным принципом системы образования утверждался демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной полностью всему молодому поколению все зависимости от социального положения и национальности. Эти принципы отразились в положении «О единой общественной образовательной школе» (начало октября 1917года). Реформа утвердиладемократический принцип единой школы,бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Этот принцип означал, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой. Все дело образования концентрировалось полностью в руках государства. Это являлось предпосылкой для утверждения единой системы образования. В третьем параграфе «Разработка и становление единой трудовой школы» рассматриваются вопросы принятия декретов и рассмотрение постановлений основанных на идеалах трудовой школы.Одним из главных декретов является декрет «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (16 октября 1918 г.), «который привелк кардинальному преобразованию системы просвещения,утверждению в качестве основной парадигмы -трудовой школы»3.18 декабря 1923 года,декретом СНК РСФСР был утвержден уставединой трудовой школы.«Утверждались: устранение сословных привилегий, бесплатность и обязательность обучения в школе на всех ступенях, светский характер и в качестве особых черт то, что школа «должна быть еще единой и трудовой»4. Советская школа в 1920-егодыбыла направлена на воспитание человека, который примет участие в создании социалистического государства и тем самым будет укреплять советскую власть. Во второй главе «Советское образование в 1930-е годы», речь идет о завершении реформирования структуры образования начавшейся в 1920-е годы, основанной на содержательном изменении в преподавании и организации учебно-воспитательного процесса. В первом параграфе «Содержание, формы и методы обучения», говорится обоформлении принципиально новой системе преподавания. В ее основу были положены принципы, основанные на трудовом обучении, роли труда в развитии личности человека, произошел отход от вводимых ранее форм организации урока основанного на бригадно-лабораторном методе. Реализуя постановление ЦК ВКП (б) о школе 1931 г., наркомпросы и их органы на местах проводили большую организаторскую работу. Были разработаны новые учебные планы и программы, в основу которых лег принцип предметности, обеспечивавший повышение уровня общеобразовательной подготовки учащихся, в котором основной организационной формой учебной работы объявлялся урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием. Отметив значительные позитивныесдвиги в развитии общеобразовательной школы, ЦК ВКП(б) констатировал вместе с тем, что коренной недостаток школы. Постановление отмечало перегрузку программ учебным материалом, отсутствие межпредметных связей между школьными курсами.Таким образом, в период 1930-х гг. в СССР был сформирован фундамент системы среднего образования, что прямым образом было ориентировано на формирование нового советского типа личности.Во втором параграфе «Завершение создания единой государственной школьной системы», говорится об окончательных реформах, затрагивающих структурно систему всей образовательной политики. Главной идеологической установкой выдвинутой в Советском союзе, стало особое отношение к труду,человек работает исключительно ради самого себя.Поэтому формирование нового человека основанного на нравственном воспитании, должно основываться на так называемом стержне труда,во благо общества.В начале 1930-х гг. основным направлением школьной работы с детьми продолжало оставаться политехническое трудовое воспитание.Вытекающими задачами, которые смогли бы способствоватьпрактическому применению знаний стало то, чтобы производительный труд основывался на подчинении учебного плана воспитательным целям школы. Третий параграф «Организация учебно-воспитательного процесса», посвящен вопросам взаимосвязи внешкольной работы с учреждениями, занимающимися просветительской работой, где основным компонентом взаимодействия служили пионерские и комсомольские организации. Внеклассная работа имеласвои задачи, которые ставила Советская власть в провидении коммунистического воспитания:расширение кругозора учащихся и развитие интересов детей в различных отраслях науки,техники,искусства;развитие общественно-политической активности,участие в общественной жизни и социалистическом строительстве. Через разные виды внеклассной работы, учащиеся привлекаются к выполнению общественно полезным делам.Поэтому внеклассная работа носит добровольный характер.Учащиеся вовлекаются во внеклассную работу на основе выбора и инициативы. Основными направлениями по воспитанию «советского гражданина», через внеклассные и внешкольные работы,стоит отнести массовое движение в комсомольских и пионерских организациях.Эти два идейно-воспитательных течения в советском

государстве,строило и притворяло в жизнь многие декреты Коммунистической партии. Комсомольские организации принимали активное участие в работе по ликвидации неграмотности, в осуществлении всеобуча. Значительный вклад внес комсомол в укрепление материальной базы школы.X съезд ВЛКСМ (апрель 1936 г.)сыграл существенную роль в жизни школьных комсомольских организаций.Активизация деятельности комсомольских и пионерских организаций в школе обеспечила их быстрый количественный рост. В 1939 г. в школах страны насчитывалось уже 1,5 млн. комсомольцев.Таким образом, детское и юношеское коммунистическое движение стало массовым.Таким образом, советское правительство в 1920-30-е годы пристальное внимание уделяло организации учебно-воспитательного процесса. Развитие внеклассной работы в период 1930-хгодов,охватывалопрактически все стороны общественной жизни и школы.

3.2.Негосударственные образовательные учреждения: этапы становления. Развитие негосударственного сектора высшей школы способствовало решению многих социальных проблем: оно расширяет возможности доступа к высшему профессиональному образованию; снижает напряженность на рынке интеллектуального труда и сохраняет научный потенциал региона за счет привлечения квалифицированных кадров преподавательского состава к работе в НОУ; разгружает бюджеты различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров за счет привлечения средств населения; укрепляет материально-техническую базу высшего профессионального образования; приближает образовательные услуги вузов через систему филиалов к месту проживания молодежи, особенно в небольших городах и сельской местности.

Особое значение для дальнейшего функционирования НОУ имеет совершенствование системы государственной аккредитации, которая призвана выявить: структуру и содержание реализации образовательных программ; соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям Государственных образовательных стандартов; внутривузовскую систему контроля качества; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, в т. ч. наличие средств вычислительной техники, приборов, специальных кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса; наличие условий для проживания обучающихся в общежитиях; организацию медицинского обслуживания и занятий спортом .

Важное значение среди критериев государственной аккредитации отводится показателям развития научных исследований, постановке научно-методической работы и качественному составу научно-педагогических кадров.

В ходе реформы высшего профессионального образования в 1994 году был утвержден новый классификатор направлений и специальностей, который охватывал все отрасли наук, – физико-математических, технических, естествознания, гуманитарных, социально-экономических и других. Всего имелось более 600 направлений и специальностей .

Классификатор устанавливал направления и специальности высшего профессионального образования – систематизированный перечень направлений (классифицированных по отраслям знаний) и специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей). В этом документе подчеркивается: «Направление или специальность высшего образования – это совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией».

В отличие от специальности высшего образования, направление обеспечивает специалисту более широкую сферу профессиональной деятельности. Квалификация по направлению или специальности высшего образования показывает уровень обучаемости, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

3.3 Реформа образования в Российской Федерации.

 

Отправной точкой в этом отношении можно считать XVIII век. В этот период начались первые реформы образования в истории России, ознаменовавшиеся переходом от религиозной школы к светской. Изменения были в первую очередь связаны с масштабным переустройством всей государственной и общественной жизни. Появились крупные центры просвещения, Академия наук и Московский университет, а также новые типы школ: навигацкие, математические, цифирные (государственные). Система образования стала носить сословный характер, появились специализированные учебные заведения для дворянства.

Традиционная ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования. Открылся ряд крупных университетов.

Реформа образования в России была продолжена в 60-е гг. XIX века, став частью целого комплекса социальных изменений. Школы становились бессословными и общедоступными, появилась сеть земских учреждений, университеты получали автономию, начало активно развиваться женское образование. Революционные события 1917 года означали резкий перелом в жизни общества и государства, затронувший все сферы жизни. Не стала исключением и область образования. Советской властью был взят курс на ликвидацию безграмотности, общедоступность и унификацию обучения, усиление государственного контроля. Первой реформой образования в России новой формации стал декрет 1918 года, утвердивший положение о единой трудовой школе (ряд его принципов действовал вплоть до 90-х гг. прошлого века). В сфере образования были провозглашены бесплатность и гендерное равенство, взят курс на воспитание человека новой формации.

Период 20-30-х гг. стал эпохой экспериментов в образовании. Нетрадиционные формы и методики обучения, классовый подход подчас приводили к неожиданным результатам. Изменения коснулись не только школ и университетов. Примечательными были и реформы художественного образования в советской России. Необходимость перемен назрела еще в начале века. Академическая система преподавания не соответствовала запросам времени. Реформа художественного образования в советской России изменила формат обучения, учащиеся получили свободу выбирать себе преподавателей. Итоги таких перемен были не самыми блестящими, поэтому уже через два года в систему художественного образования были возвращены многие черты академического обучения. Очередные масштабные перемены в сфере управления, системе государственного устройства, произошедшие в 90-е гг., не могли не отразиться на образовании. Тем более, к тому моменту модернизации требовали многие образовательные структуры. В условиях смены политического и экономического курса очередная реформа системы образования в России должна была:

·         способствовать укреплению демократической системы, развитию национального самосознания;

·         облегчить переход к рыночной экономике;

·         строиться на принципах открытости и дифференциации;

·         создать различные виды образовательных учреждений, программ, специализаций;

·         предоставить учащемуся возможность выбора при сохранении единого образовательного пространства.

Процесс изменений не был однозначным. С одной стороны, было обеспечено многообразие типов образовательных учреждений и учебных программ, вузы получили права академической автономии, активно начал развиваться негосударственный образовательный сектор. В 1992 был принят закон об образовании в РФ, подчеркивающий гуманистическую и социальную сущность системы образования. С другой, резкое снижение уровня государственной поддержки и финансирования на фоне непростой социально-экономической ситуации сводили на нет многие положительные начинания. Поэтому уже к началу 2000 гг. вновь был поставлен вопрос о реформе образования в современной России. Концепция масштабных перемен была сформулирована к 2004 году. Правительством были одобрены ключевые направления реформы образования в современной России. В их число вошли: повышение качества и доступности образования, оптимизация финансирования данной сферы.

Ряд принципиальных моментов был связан со стремлением присоединиться к Болонскому процессу, в задачи которого входило создание общего образовательного пространства на европейской территории, возможность признания национальных дипломов. Для этого понадобился переход к двухуровневой форме высшего образования (бакалавриат + магистратура). Кроме того, болонская система подразумевала изменение зачетных единиц результатов обучения, новую систему оценки качества программ и образовательного процесса в вузах, а также нормативно-подушевой принцип финансирования.

В начале реформ образования в России было также одобрено новшество, вызывающее споры и по сей день. Речь идет о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2005 году. Данная система должна была ликвидировать коррупционную составляющую при поступлении в вузы, дать возможность талантливым абитуриентам поступать в лучшие образовательные учреждения. Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт – совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.

Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:

·         содержание, цели, формы организации учебного процесса;

·         систему оценки и контроля образовательных результатов;

·         формат взаимодействия педагога и учащихся;

·         структуру учебного плана и программ, а также их методическое обеспечение.

3.4. Бакалавриат и магистратура как формы подготовки обучающихся в высших учебных заведениях. Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели среднего общего или среднего профессионального образования. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку. Для поступления в вуз необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ. По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

 

3.5 Участие Российской Федерации в Болонском процессе. Болонским процессом с 1999 года — года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств — стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров — за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран — участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса

 

3.6 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

·         гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·         единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

·         общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

·         светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

·         свобода и плюрализм в образовании;

·         демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

3.7 Понятие и формы освоения образовательных программ в РФ. Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Формы освоения общеобразовательных программ. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: очная; очно-заочная (вечерняя); заочная; семейное образование; самообразование; экстернат.
4.1. Финансирование образовательных учреждений (организаций). Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений — на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. а счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской). Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

 

4.2 Платная деятельность образовательных учреждений (организаций). Договор о предоставлении платного образования. Основным видом деятельности автономного образовательного учреждения является оказание образовательных услуг. Несмотря на то что целью некоммерческой организации (автономного учреждения) не может выступать получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), оказание платных образовательных услуг потребителям является в настоящее время неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения. Какими нормативными документами регламентируется приносящая доход деятельность? Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции по данному виду деятельности? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в этой статье. сновным нормативным документом учреждений образования, в том числе автономных, является действующий ныне Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», а 1 сентября 2013 г. вступит в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с этими нормативными документами образовательная деятельность подлежит лицензированию. Само лицензирование образовательной деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174). Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно (п. 5 ст. 33.1 Закона N 3266-1).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Учреждения вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания этих услуг используется учреждениями в соответствии с уставными целями.

Примечание. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Платные услуги в образовательном учреждении предоставляются в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505. В соответствии с этими Правилами в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений должен быть указан перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. К таким услугам может относиться:

·         обучение по дополнительным образовательным программам;

·         преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

·         репетиторство;

·         занятия по углубленному изучению предметов;

·         подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемая сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

Платные образовательные услуги предоставляются их потребителям на основании заключаемого с образовательным учреждением договора.

Учреждение до заключения договора обязано предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых услугах для обеспечения возможности их правильного выбора.

Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения — исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой у потребителя.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета.

Учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг (наличие материальной базы, численный состав и квалификация персонала, спрос на услугу) и утверждают размер платы за них.

Размер платы определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка. Данная норма содержится в Приказе Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898.

Для справки. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания (п. 6 Приложения к Приказу N 1898). Договор об оказании образовательных услуг — это договор об образовании, который заключается при приеме на обучение за счет средств физического и/или юридического лица, в силу которого организация, осуществляющая образовательную деятельность, или ИП (Исполнитель) предоставляет образовательные услуги обучающемуся (Слушателю). По данному договору к отношениям сторон применяются следующие нормы:

·         ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании).

·         Порядок оказания платных образовательных услуг, установленный Правилами оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706) (далее — Правила).

·         Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (в случае если заказчиком или получателем услуг по такому договору является физическое лицо) (далее – Закон о защите прав потребителей).

Согласно п. 12 Правил, договор об оказании платных образовательных услуг должен быть заключен в простой письменной форме (путем составления одного документа, подписанного сторонами или же путем обмена документами посредством различных видов связи), а также должен содержать все существенные условия, необходимые для такого вида договоров.

Письменная форма договора также считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято лицом, в адрес которого она была направлена (акцепт).

Последствия нарушения формы или содержания такого договора могут отличаться для сторон, а именно:

·         при отсутствии в договоре существенных его условий (даже одного из них) такой договор может быть признан в судебном порядке незаключенным (не порождающим каких-либо прав и обязанностей),

·         в случае несоблюдения письменной формы договора не будет основания для зачисления обучающегося в образовательную организацию, т.к. согласно п. 2 ст. 53 Закона об образовании по договорам на оказание платных образовательных услуг и в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также в случае если исполнителем по такому договору является ИП, основанием возникновения образовательных отношений, а также распорядительному акту о приеме лица на обучение, предшествует заключение договора об образовании.

Примерные формы договоров утверждаются Минобрнауки России для каждого вида образовательных программ (например, Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» и т.п.).

5.1. Документы об образовании. Правовой статус лица, имеющего документ государственного образца (негосударственного образца) о соответствующем уровне образования. Документ об образовании. документ, закрепляющий право индивида на определенный социальный статус (в виде установленных образцов справки, диплома, свидетельства). 1. Правовой статус лица, имеющего документ государственного образца о соответствующем уровне образования, определяется содержательными требованиями к выпускникам образовательных учреждений, установленными государственными образовательными стандартами. 2. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в образовательном учреждении последующего уровня образования. Выпускники образовательных учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня.

4. Документы государственного образца о профессиональном образовании являются основанием для получения работы по профессии или специальности соответствующей ступени квалификации на всех предприятиях (организациях) независимо от формы собственности.

Диплом о высшем профессиональном образовании обеспечивает его обладателю возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности, определенных в государственном стандарте высшего профессионального образования в части государственных требований к уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования. Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

5.2  Система государственных органов управления образованием. Органы управления образования – это система государственных органов, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению полноценного функционирования и развития системы образования в стране. В России функции по управлению образованием выполняют разнообразные муниципальные и государственные органы. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся: Правительство России; центральные (федеральные) органу управления образованием; федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления субъектов России. Согласно ст. 37 Закона РФ «Об образовании» к компетенцию органов по управлению образованием входит: разработка и последующая реализация разнообразных международных и федеральных программ в сфере образования; разработка государственного образовательного стандарта и иных документов об образовании; осуществление государственной аккредитации различного уровня образовательных учреждений; определение порядка проведения аттестации педагогических работников различных образовательных организаций; формирование и развитие эффективной структуры системы образования; разработка разнообразных перечней специальностей профессий, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка и образование педагогических кадров; осуществление финансирования педагогической деятельности образовательных учреждений; осуществление прогнозирования дальнейшего развития системы образовательных учреждений, разработка предложений по их совершенствованию; осуществление контроля по исполнению законодательства РФ в сфере образования.
Полномочия Правительства РФ в сфере образования состоят: разработка и реализация политики в области образования; осуществление подготовки и доработки разделов ФГОС, различных законопроектов, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования; осуществление лицензирования деятельности образовательных организаций, участие в аттестации и государственной аккредитации; установление логичного порядка по разработке, утверждению и введению разнообразных государственных образовательных стандартов; установление порядка перечня направлений по подготовке специалистов среднего, высшего и послевузовского звена. К Федеральным ведомственным органам управления образования относятся ведомства и министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, для управления которыми они создают специализированные подразделения в собственной структуре. К полномочиям федеральных ведомственных органов управления относятся: Осуществление государственной политики в области образования. Осуществление разработки и реализации разнообразных и разноплановых региональных программ, направленных на развитие системы образования с учетом этических особенностей региона. Осуществление разработки и утверждения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Осуществление создания, реорганизации и ликвидации разнообразных подведомственных образовательных организаций. Осуществление лицензирования образовательных учреждений, за исключением высших образовательных организаций. Оказание помощи в издании учебной и методической литературы, разработке примерных учебных программ и планов. Обеспечения контроля в области исполнения государственного образовательного стандарта и соблюдения законодательства РФ в сфере образования. Организация издания нормативной документации в рамках своей компетенции.
5.3 Контроль в системе образования. Независимая экспертиза качества образования. Контроль — это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью ликвидировать его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта. Контроль профессиональной (образовательной) деятельности реализовывается как внешний, так и внутренний, предварительный, текущий и последующий, путем специальных инспекционных проверок и в ходе комплексных ревизий6. Такой контроль реализовывается как в органах управления образованием, так и непосредственно в образовательных учреждениях.

При  этом  проверяющие  руководствуются  в  своей  деятельности  требованиями законодательства об  образовании  и  высшей  школе, положениями  о  Минобрнауке  России, Федеральном  агентстве по образованию Федеральной службе по надзору  в сфере образования и науки, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления,  типовыми  положениями  об  образовательных  учреждениях7.

Законом РФ «Об образовании»8, например, предусмотрено, что:

— ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит контроль исполнения законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов (ст.28);

— федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории РФ любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием (ст.30);

— образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников (ст.32);

— в случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда (ст.37).

Независимая оценка качества образования — оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций.

Системные требования к оценке включают такие составляющие, как

1.       объект оценки – качество работы организации;

2.       критерии эффективности работы организаций;

3.       публичные рейтинги, как форма представления результатов оценки.

Система критериев и показателей НОКО – это инструменты системы НОК, позволяющие измерять качество услуг.

В соответствии с федеральным законодательством показатели оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования определены приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

 

5.4. Понятие и виды образовательных учреждений (организаций). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. организации, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание учащихся. По организационно-правовым нормам О.у. могут быть государственными, муниципальными, негосударственными учреждениями (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные образовательные учреждения.

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4. Межшкольные учебные комбинаты.

5. Общеобразовательные учреждения.

6. Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12. Учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

13. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15. Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).

17. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).

18. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения:

• детский сад;

• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

• центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• начальная школа-детский сад;

• начальная школа-детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

• прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

6.1. Ответственность образовательных учреждений (организаций). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

 

6.2     Основные права, обязанности и ответственность обучающихся образовательных учреждений (организаций). Обучающиеся обязаны:1) добросовестно и ответственно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план (индивидуальный учебный план); 2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях, интернатах;3) заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2. Обучающиеся несут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, дисциплинарную ответственность за:1) не освоение или неполное освоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана;2) нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательной организации или положения о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение;3) за вред, причиненный по их вине имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дисциплинарная ответственность не применяется к обучающимся по основным образовательным программам дошкольного и начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)
6.3 Аттестация выпускников (обучающихся образовательных учреждений (организаций).
6.4 Педагогические работники и работники образовательных учреждений (организаций).

Основные права и обязанности педагогических работников.

Непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса принимают педагогические работники. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. В сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования выделяются следующие категории научно-педагогических работников: педагогические работники (профессорско-преподавательский состав) и научные работники (ст. 50 Федерального закона об образовании). Педагогический работник обязан также систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, проходить периодические медицинские осмотры, обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка. Основу деятельности педагога, в зависимости от занимаемой должности, составляет:  учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа,  методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям (Статья 46).  В связи с этим, основными обязанностями являются:

— осуществление своей деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение в полном объеме реализации преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

— уважение чести и достоинства обучающихся, развитие их познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей, способности к труду,  формирование гражданской позиции, учитывая особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.

Педагогический работник обязан также систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности,  проходить периодические медицинские осмотры,  обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда,  соблюдать устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка.

Педагогический работник  не имеет право использовать образовательную деятельность для  агитации и пропаганды, идеи которых  противоречат Конституции Российской Федерации, а также не в праве оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. огласно статье 47 ФЗ № 273, в РФ  педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

В связи с этим, педагогические работники имеют право на свободу преподавания и выбора форм, средств, методов обучения и воспитания, свободное выражение своего мнения,  право на выбор учебных пособий в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;  право на осуществление научной и  творческой, исследовательской деятельности и во внедрении инноваций;  имеют право  на участие в управлении образовательной организацией, на объединение в общественные профессиональные организации и защиту профессиональной чести и достоинства.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на дополнительное профессиональное образование по профилю,  на основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, право  на предоставление нуждающимся педагогическим работникам вне очереди жилых помещений и некоторые другие.

6.5  Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников. Повышение квалификации научно-педагогических работников государственного вуза и государственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, вузах, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях. Повышение квалификации научно-педагогических работников государственного вуза и государственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, вузах, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях.

Повышение квалификации научно-педагогических работников может финансироваться как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с высшими учебными заведениями и научными учреждениями или организациями.

 

6.6. Судебная практика как самостоятельный источник образовательного права.
6,7 Социальная защита обучающихся образовательных учреждений (организаций): понятие, принципы. Государственные гарантии социальной защиты обучающихся образовательных учреждений (организаций).
6.8. Принципы социальной защиты педагогических работников. Основными способами защиты педагогических работников от вмешательства в их профессиональную деятельность являются:
— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в образовательных учреждениях, организациях различных форм собственности;
— защита трудовых прав педагогического работника профессиональными союзами (ассоциациями);
— участие в деятельности по самоуправлению образовательным учреждением, организацией.
2. Контроль за реализацией прав педагогических работников выполняет совет образовательного учреждения, организации (педагогический, методический, ученый).