Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.1 Предмет, задачи и методологические особенности дисциплины

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Предметом учебной дисциплины «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются обобщенные знания о теоретических исследованиях и методах практической деятельности, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних и совершению ими правонарушений. Особое значение в предмете изучаемой дисциплины имеет организация практической деятельности субъектов профилактики, т.к. без этого любые теоретические исследования теряют смысл. Прикладной характер учебной дисциплины «Профилактика безнадзорности и правонарушений» очевиден, а результат такой деятельности вполне поддается статистическим оценкам и наблюдениям в таких аспектах социальной жизни, как уровень общественного порядка и общественной безопасности.

Задачи курса «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» согласуются с задачами, определенными на законодательном уровне и включают в себя: — изучение причин и условий, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних; — изучение международного и российского законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — формирование навыков и умений организации и проведения профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, и с другими категориями детей в целях предупреждения правонарушений; — эффективное применение будущими специалистами приобретенных знаний в практической деятельности; — воспитание правовой культуры и активной жизненной позиции в педагогической и правоприменительной деятельности по формированию у несовершеннолетних правопослушного поведения; — овладение педагогическими, психологическими, социальными и правовыми методами профилактического воздействия на несовершеннолетних.

Учитывая, что учебная дисциплина «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не является обособленной научной областью или юридической отраслью и находится на стыке различных наук, то её метод носит комплексный характер. Выбор метода исследования зависит от того, под каким углом зрения рассматривается существующая проблема, т.е. с точки зрения определенной науки. Это может быть криминология, педагогика, психология, социология и др. Основным методом исследования, присущим всем наукам, является диалектика, включающая в себя философские законы и категории: познаваемость мира, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и др.

 

1.2. Основные понятия дисциплины «Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних».

Беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Общее предупреждение правонарушений несовершеннолетних регулируется федеральным и региональным законодательством, охватывает все сферы их жизнедеятельности (семейные отношения, образовательные, трудовые, досуговые и т.д.) и направлено на устранение негативных факторов, препятствующих благополучному социальному развитию несовершеннолетних. Специальное предупреждение правонарушений несовершеннолетних – это система воздействия на процессы, порождающие правонарушения отдельных социальных групп несовершеннолетних, виды правонарушений и их этапы. Ранняя профилактика направлена на устранение причин, порождающих правонарушения несовершеннолетних. Непосредственная (индивидуальная) профилактика заключается в выборочном воздействии на несовершеннолетних, наиболее подверженных совершению правонарушений и направлена на оказание им помощи в позитивном изменении социальной микросреды и их самих. Профилактика рецидива заключается в социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения (включая преступления), в целях контроля за ними и предотвращения повторных правонарушений.

 

1.3. Исторические аспекты предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В России забота о беспризорных детях на протяжении веков являлась нормой общественной жизни и в зависимости от конкретных исторических личностей и периодов получала свое распространение как в государственных делах, так и в народных традициях.

Князь Ярослав Владимирович в ХI в. учредил сиротское училище, в котором на собственные средства обучал 300 юношей.

В системе монастырей, созданных русской церковью, обучались, лечились и находили приют больные и обездоленные. При скудельницах (общих могилах) сооружались сторожки, в которых на средства простых людей содержались и воспитывались брошенные и оставшиеся без попечения дети.

В ХVI в. во время правления Ивана Грозного забота о нуждающихся включается в государственную деятельность, в городах строятся богадельни больницы.

При Петре I детство и сиротство становятся объектом государственного попечения наряду с частной благотворительной деятельностью. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», т.е. незаконнорожденных детей, которые содержались за счет государства, а когда подрастали, их передавали в богадельни или приемным родителям. При Екатерине Великой в Москве, а затем в Петербурге открываются императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев», создается государственно-филантропическое «Воспитательное общество».

Большой вклад в дело призрения сирот внесла жена Павла I Мария Федоровна. При ней было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

В 1920 г. А.С. Макаренко организовал Полтавскую трудовую колонию имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, где с успехом занимался исправительной деятельностью, коллективу и труду в колонии уделялась решающая роль в воспитании. С 1927 г. А.С. Макаренко становится заведующим колонии имени Ф.Э. Дзержинского, наладив в ней производство электросверл и фотоаппаратов. Беспризорные и правонарушители, пройдя через коллективы, созданные А.С. Макаренко, становились достойными людьми, квалифицированными специалистами.

В 30-е годы ХХ в. системе воспитания трудных подростков был нанесен сокрушительный удар постановлением 1936 г. О педологических извращениях в системе Наркомпроса», под запрет были поставлены понятия социальной среды и социального воспитания, общечеловеческие ценности были подменены на классовые. Темы исследования социальных проблем детей и необходимости социальной помощи детям были провозглашены вредными и не соответствующими идее о строительстве самого совершенного и справедливого государства рабочих и крестьян.

Основы Уголовного законодательства СССР и Союзных республик 1958 г. установили уголовную ответственность несовершеннолетних с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Это положение было закреплено сначала в ст. 10 УК РСФСР 1960 г., а затем в ст.20 УК РФ 1996 г.

Уголовное законодательство 1958 – 1961 гг. предусматривало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей и предупреждению совершения ими преступлений.

В 60 – 70 гг. педагогическая наука и практика возрождает исследования в области педагогики среды и воспитательного воздействия на несовершеннолетних с правонарушающим поведением, данному процессу мешают социальные потрясения 80 – 90 гг., связанные с развалом СССР, кризисным состоянием экономики и ухудшением на этом фоне условий жизни и воспитания детей.

В 1990 г. СССР ратифицирует Конвенцию ООН о правах ребенка, а на протяжении данного десятилетия принимаются многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время решение проблемы предупреждения безнадзорности правонарушений несовершеннолетних не терпит отлагательств и нуждается в социальном, педагогическом и правовом обеспечении.

 

2.1. Характеристика преступности несовершеннолетних

Под преступностью несовершеннолетних следует понимать совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Субъектов преступности несовершеннолетних принято подразделять на три возрастные группы: 14 – 15, 15 – 16 и 17 – 18 лет, существует также деление на две группы: 14 – 15 лет (подростково-малолетняя) и 16 – 17 лет (несовершеннолетние).

Выделение преступности несовершеннолетних из общей преступности обусловлено:

— юридическими особенностями привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних (особый порядок проведения предварительного расследования, судопроизводства, назначения и исполнения наказания), что нашло свое отражение в Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации;

— криминологическими факторами данной преступности, включающими в себя виды преступлений, их мотивацию, особенности личности несовершеннолетнего преступника, причины и условия преступности несовершеннолетних и специфику её профилактики. Изучение преступности как общей, так и несовершеннолетних неотделимо от её социального контекста.

Социальная характеристика преступности связана: с выделением определенных социальных групп, подразделяемых по полу, возрасту, социальному положению, национальности, вероисповеданию, семейному положению, географическому месту проживания; проблем, обусловленных семейно-бытовыми отношениями, положением в обществе различных социальных групп; национально-этническими противоречиями и иными социальными факторами.

Социально-экономическая характеристика преступности учитывает:соотношение предприятий и организаций разных форм собственности; соотношение предприятий и организаций разной специализации; социально-профессиональный состав населения, его доходы и уровень материального обеспечения; уровень трудозанятости населения, безработицы; различия и противоречия в видах, формах и условиях труда, а также иные показатели, характеризующие возможность обеспечения необходимых потребностей для выживания и воспроизводства людей и др.

Социально-политическая характеристика преступности обусловлена:

противоречиями политических интересов различных социальных слоев населения; особенностями политической жизни; социальной направленностью деятельности властных структур; степенью справедливости избирательного права и возможностями его реализации и др.

Социально-культурная характеристика включает в себя: количественные и качественные показатели культурных, образовательных и спортивных учреждений; степень охвата населения их деятельностью; культурные традиции, обычаи, влияющие на преступное поведение; религиозные противоречия и др.

Преступность несовершеннолетних имеет свои характерные

особенности:

— склонность несовершеннолетних к девиантному поведению и

криминогенной активности;

— более негативная и интенсивная динамика роста по отношению к общей

преступности;

— рост преступности несовершеннолетних на фоне сокращения общей

численности данной возрастной группы населения;

— совершение значительной части преступлений в соучастии со взрослыми

преступниками;

— высокая латентность;

— увеличение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними

с психическими отклонениями, на почве пьянства, токсикомании и

наркомании;

— высокий процент корыстных и корыстно-насильственных преступлений

(около 70%);

— повышенная агрессивность и жестокость;

— групповой характер преступлений;

— повышение уровня рецидива;

— омоложение возрастных границ;

— увеличение доли особо тяжких преступлений и др.

 

2.2 Причины и условия правонарушений несовершеннолетних

Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних включают в себя как причины и условия, которые являются общими для всей преступности в целом, так и характерные, присущие только преступности несовершеннолетних и связанные, как правило, с возрастными и индивидуальными особенностями личности несовершеннолетних. Под причинностью понимается объективная, всеобщая генетическая (порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием.

Многообразие проявлений преступности взаимосвязано с различными сторонами общественной жизни, что, в свою очередь, вызывает необходимость рассматривать причины преступности в трех уровнях:

индивидуальном, в основе которого изучение конкретной личности преступника, механизма его преступного поведения, обстоятельств и факторов, породивших совершение преступления;

социологическом, предусматривающим изучение социальной, экономической, политической, духовной и иных сфер общественной жизни человека, влияющих на формирование его личности и мотивацию преступного поведения;

философском, учитывающим объективно существующие в обществе социальные противоречия. Влияющие на преступность причины могут быть общие, в основе которых совокупность всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, которые ей способствуют, и специфические, составляющие часть общих причин, приводящих в определенных ситуациях и условиях к совершению преступления.

Совокупность криминогенных факторов, обусловливающих антиобщественную установку личности и мотивацию её преступного поведения, является общей причиной конкретного преступления.

Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение, включают в себя социальную среду, состоящую из:

— условий, формирующих негативные нравственно-психологические качества личности;

— самой личности с негативными нравственно-психологическими свойствами и антиобщественной установкой;

— условий, связанных с возникновением конкретной криминогенной ситуации;

— решения совершить преступление;

— преступления.

 

3.1. Всеобщая декларация прав человека о проблемах установления социального порядка

 

Принятие и провозглашение резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека явилось важным событием в истории международных отношений. Данным документом были провозглашены правовые принципы существования человечества на основе признания достоинства всех людей, уважения их прав и свобод, необходимости правового регулирования обеспечения этих прав и свобод в целях предотвращения насилия и социальных потрясений. Реальное установление социального порядка возможно лишь при организации эффективной профилактической деятельности со стороны                                государства, предупреждающей совершение правонарушений как несовершеннолетними, так и взрослыми. Правонарушение является не отвлеченным и абстрактным понятием, а действием, нарушающим определенные права человека, предусмотренные действующим законодательством. Правоохранительная деятельность должна включать в себя не только пресечение                                                                             равонарушений, их выявление и адекватное реагирование в форме применения, предусмотренных законом санкций и мер, но и эффективную предупредительную деятельность по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

В части 2 статьи 25 Декларации предусмотрено, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь, а в соответствие с частью 3 статьи 16: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Право каждого человека на достойный жизненный уровень, включающий пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание (ч. 1 ст.25), тесно связано с попечением и помощью семье со стороны государства Учитывая, что основы воспитания и развития ребенка закладываются в семье, государственная политика по её поддержке является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

 

3.2 Роль Конвенции ООН о правах ребенка в предупреждении правонарушений несовершеннолетних

 

Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступив в силу для СССР в связи с ратификацией 15 сентября 1990 г. Государства-участники настоящей Конвенции признают, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Из приведенного выше текста Конвенции следует понимать, что подготовка ребенка к самостоятельной жизни и его воспитание, основанное на усвоении общечеловеческих ценностей, является необходимой базой для нравственного и правопослушного поведения человека на протяжении всей его жизни.

Образование детей является важнейшим и необходимым компонентом в предупреждении беспризорности и правонарушений. Право ребенка на образование закреплено в статье 28 Конвенции и в целях реализации данного права государства должны:

— вводить бесплатное и обязательное начальное образование;

— поощрять различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивать его доступность для всех детей и принимать такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

— обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

— обеспечивать доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

— принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Образование ребенка должно быть направлено на:

— развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

— воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы

 

3.3 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)

 

Пекинские правила приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. и предназначены для применения к несовершеннолетним правонарушителям без каких бы то ни было различий в отношении, например, расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Пекинские правила в качестве своих основных целей определили:

  1. стремление государств-участников, в соответствии со своими общими интересами, способствовать благополучию несовершеннолетних и их семей;
  2. создавать условия, позволяющие обеспечить содержательную жизнь подростков в обществе в тот период, когда они наиболее склонны к неправильному поведению;
  3. благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений.

Благополучию подростка должны содействовать все возможные ресурсы:

— семья;

— добровольцы;

— другие группы общества;

— школы и общественные институты с целью сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом;

— правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.

 

3.4 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)

 

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г.

В данном международном документе выделяется шесть основополагающих принципов.

Содержание первого принципа основано на том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, а молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность путем участия в законной, социально полезной деятельности и вырабатывании гуманистического взгляда на общество и жизнь.

Второй принцип исходит из тезиса о том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет эффективным только при усилиях всего общества в целом, направленных на обеспечение гармоничного развития подростков, при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства. В обществе не должно быть равнодушных людей к проблеме воспитания ребенка, так как подобное равнодушие оборачивается против всего общества. Уважение к личности подростка закладывает в нем ответное уважение к окружающим, что является основой социального поведения.

Третий принцип ориентирует общество на нужды детей – молодые люди должны играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками и не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе и контроля. Иной подход к решению проблемы социализации детей будет ошибочным, так как нельзя до 18 лет только готовить ребенка к жизни в обществе и контролировать его, а с 18 лет требовать от него самостоятельности и ответственности за свои поступки.

Четвертый принцип заключается в том, что в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. Данный принцип предостерегает государственную социальную политику от карательных мер в отношении несовершеннолетних и призывает предупреждать преступность среди несовершеннолетних социально-педагогическими средствами, путем создания благоприятных условий для развития ребенка с раннего возраста.

Пятый принцип состоит в признании необходимости и важности осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности несовершеннолетних и систематического изучения и выработки мер в этом направлении. Такая политика должна избегать криминализации поведения ребенка, не причиняющего серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим

Шестой принцип в деятельности по предупреждению преступности среди несовершеннолетних устанавливает приоритет за применением общинных служб и программ, а официальные учреждения социального контроля рекомендует использовать лишь в крайних случаях.

 

3.5 Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Содержание основных задач включает в себя социальную, правовую и педагогическую деятельность в качестве основных компонентов. Иными компонентами может быть медицинская, психологическая, психиатрическая и другие виды деятельности, способствующие решению указанных задач. Каждая из основных задач, указанных в статье 2, в свою очередь, содержит в себе целый комплекс мероприятий и направлений, обеспечивающих её решение, и является предметом исследований специалистов.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:

— законности;

— демократизма;

— гуманного обращения с несовершеннолетними;

— поддержки семьи и взаимодействия с ней;

— индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

— государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

3.6 Основные гарантии защиты прав ребенка в РФ

 

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Согласно статье 46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:

— верховенства закона;

— единства и укрепления законности;

— защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).

 

 

4.1 Органы и учреждения, составляющие систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содержание их деятельности.

 

Под системой (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Под системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразумевают совокупность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактическая деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Перечень таких органов и учреждений установлен пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

  1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  2. Органы управления социальной защитой населения;
  3. Органы управления образованием;
  4. Органы опеки и попечительства;
  5. Органы по делам молодежи;
  6. Органы управления здравоохранением;
  7. Органы службы занятости;
  8. Органы внутренних дел;

В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Деятельность органов и учреждений системы профилактики должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлять детей и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления (КДНЗП). К компетенции комиссии законодательством отнесен весь комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и законных интересов детей в возрасте до 18 лет, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. На комиссии возложена индивидуальная профилактическая работа и организация социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении. Помимо этого комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является специализированным государственным органом, обеспечивающим исправление несовершеннолетнего в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, например, в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). Согласно ст. ст. 20 – 23 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основным органом, непосредственно осуществляющим профилактические функции, являются органы внутренних дел и их структурные подразделения: подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), подразделения криминальной милиции. Закон определил круг обязанностей и полномочий подразделений по делам несовершеннолетних, разработал судебный порядок помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, дал исчерпывающий перечень оснований для помещения в такие Центры.

Органы опеки и попечительства, являясь частью системы профилактики, выявляют и принимают меры к устройству детей, оставшихся без родительского попечения, участвуют в индивидуальной профилактической работе с такими детьми, обеспечивают защиту их личных и имущественных прав.

Важную роль в системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняют органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. К их ведению отнесено развитие сети учреждений для детей и подростков, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь, круглосуточный прием и содержание детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без родительского попечения, а также дальнейшее выхаживание и воспитание таких детей в подведомственных учреждениях (Домах ребенка).

 

4.2 Нормативные акты, определяющие содержание деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Конвенция ООН о правах ребенка, Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

4.3 Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нуждается в эффективном контроле и надзоре, т.к. она регулируется многочисленными нормативными актами, предусматривает различные субъекты данной деятельности и затрагивает законные интересы и права практически всех несовершеннолетних на территории Российской Федерации.

В первую очередь такой контроль возложен на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые осуществляют его в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке.

Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законом органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Эти три направления контроля и надзора призваны обеспечивать исполнение действующего законодательства и реализацию задач, стоящих перед органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

4.4 Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права установил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дал определения основных понятий, применяемых в данной области общественных отношений, а также сформулировал основные задачи и принципы такой деятельности.

Согласно статье 3 законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Фкедерации.

В статье 1 указанного закона приводятся следующие основные понятия:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, – пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

 

4.5 Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

 

Органы по делам молодежи и их учреждения в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» участвуют:

— в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

— в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

— в защите их социально-правовых интересов;

— оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, учреждениям и фондам, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы службы занятости населения входят в систему профилактики, участвуя в профессиональной ориентации и содействии в трудоустройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Обеспечение трудовой занятости является одной из эффективных мер профилактики правонарушений и антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Статьей 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены и другие органы и учреждения, осуществляющие профилактические меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей и детей, находящихся в социально опасном положении.

К таким органам относятся:

  1. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;
  2. Уголовно-исполнительные инспекции;
  3. Федеральные органы исполнительной власти, в которых

законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

 

4.6 Задачи и функции органов здравоохранения. Виды медицинской помощи, оказываемой несовершеннолетним

 

Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют:

1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;

2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;

3) круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;

7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

8) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;

9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Орган управления здравоохранением информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав об учреждениях здравоохранения, осуществляющих функции по распространению санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни.

 

4.7 Деятельность органов службы занятости в профессиональной ориентации несовершеннолетних и содействие трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства

 

Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» «Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации» в числе передаваемых полномочий органам субъектов РФ содержится осуществление контроля за организацией временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Согласно ст. 7.2 Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Под занятостью подразумевается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения.

Согласно п. 3 ст. 3 не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Одно из направлений государственной политики в области содействия занятости населения нацелено на осуществление мероприятий, способствующих занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

П. 4 ст. 24 предусматривает возможность оказания материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах.

Должностные лица органов службы занятости пользуются правами:

— в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

— запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

 

5.1 Основания и сроки проведения индивидуальной профилактической работы

 

Основаниями для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей является, предусмотренная статьей 5 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принадлежность к определенной категории лиц, зафиксированная согласно статье 6 указанного закона в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии пол делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей определяются периодом:

— необходимым для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

— или необходимым до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

— или по достижении ими возраста восемнадцати лет;

— или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

5.2 Категории и права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

 

1) безнадзорных и беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

 

5.3 Порядок образования, содержание и направления деятельности комиссий по делам

несовершеннолетних и защите их прав

 

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются центральным, координирующим и организующим звеном среди органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пределы их компетенции весьма широки и включают в себя следующие функции:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

5.4 Законодательство, регулирующее деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Принципы деятельности, порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществление ими отдельных государственных полномочий определяются нормами международного права, Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в частности: Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.06.1967 г.; Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6.05.2006 г. № 272; Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Семейным кодексом РФ; Трудовым кодексом РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и др.

Согласно статье 1 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 28.05.71 г., от 1.10.85 г. № 1527-ХI) главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел СССР и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

В статье 2 указанного положения предусмотрено, что комиссии по делам несовершеннолетних создаются при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР. В порядке исключения комиссии по делам несовершеннолетних могут быть созданы при исполнительных комитетах поселковых Советов народных депутатов, расположенных на значительном удалении от районных центров. Вопрос об образовании этих комиссий решается исполнительным комитетом областного, краевого Совета народных депутатов, Президиумом Верховного Совета автономной республики.

Комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при исполнительных комитетах поселковых Советов народных депутатов, имеют права и обязанности районных, городских (без районного деления), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних, за исключением права рассмотрения дел об административных правонарушениях (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 1.10.85 г. № 1527-ХI).

 

 

5.5 Функции органов управления социальной защитой населения

 

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

 

5.6 Учреждения социального обслуживания, их разновидности и направления деятельности. Специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

 

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

 

 

5.7 Функции органов управления образованием и образовательных учреждений

 

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образованием в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебновоспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Особый юридический статус у образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

 

6.1 Цели, задачи, принципы, технологии профилактики употребления психоактивных веществ.

 

Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе.

В настоящее время при решении задач профилактики употребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических основ профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества.

Цель профилактики в образовательной среде – создание условий, способствующих развитию личности, ориентированной  на здоровый образ жизни.

Задачами являются:

— изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам,     формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение  спроса на психоактивные вещества  в детско-подростковой популяции;

— сдерживание вовлечения детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и  профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений;

— формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

— внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков  обучающимися.

 

 

6.2. Цели первичной, вторичной, третичной профилактики употребления психоактивных веществ.

 

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления — первичную, вторичную, третичную профилактику.

 

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

 

Вторичная профилактика — система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

 

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ — система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

 

Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу общеобразовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

 

6.3. Структура организации профилактической деятельности наркопоста. Положение о деятельности, обязанности членов наркопоста.

 

В образовательных организациях при работе с несовершеннолетними рекомендуется употреблять термины «пост «Здоровье+», «Кабинет профилактики», используя понятие «наркопост» лишь при подготовке отчетов и иных документов, сопровождающих деятельность наркопоста.

В состав наркопоста входят: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, социальный педагог, медицинский работник образовательной организации, педагог-психолог, классные руководители (кураторы), представители детского самоуправления, члены родительского комитета (при наличии).

Председателем наркопоста является заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, который координирует деятельность членов наркопоста, проводит заседания наркопоста, Совета профилактики наркопоста, психолого-медико-педагогические консилиумы образовательной организации, на которых рассматриваются вопросы профилактики употребления ПАВ и формирования зависимостей.

Размещается наркопост, как правило, в кабинете заместителя директора. Обязательным условием размещения наркопоста является наличие металлического сейфа для хранения документации, включая индивидуальные карты несовершеннолетних группы риска.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель проводит индивидуальную воспитательную работу с учащимися, их родителями и классным руководителем.

Председатель Наркопоста, в случае его отсутствия заместитель один раз в квартал проводит заседания Наркопоста, заслушивает информацию классных руководителей об опыте работы с подростками «группы риска», об эффективности мероприятий по формированию здорового образа жизни среди учащихся, о работе с родителями.

Заместитель директора по воспитательной работе по заявкам классных руководителей привлекает к санитарно-просветительской работе специалистов здравоохранения, правоохранительных органов, юстиции и других заинтересованных сторон.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог обращается по принятию мер с проблемными семьями в соответствующие организации, предприятия, учреждения в целях охраны прав и здоровья детей.

Медицинский работник осуществляет первичное выявление лиц «группы риска», имеющих признаки различных отклонений в поведении и склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, направляет рекомендации родителям для получения консультации врача-нарколога и принятие педагогических или иных правовых мер.

 

6.4. Основные направления работы наркопоста. Планирование деятельности, отчетная документация.

 

Профилактическая работа с несовершеннолетними, обучающимися в образовательном учреждении, включает в себя:

организацию и проведение мониторинга наркоситуации в образовательном учреждении (анонимное анкетирование, тестирование, анализ движения обучающихся, состоящих на учете и проч.), планирование деятельности;

разработку и внедрение мероприятий, направленных на первичную и вторичную профилактику употребления ПАВ;

подготовку и привлечение обученных добровольцев из числа несовершеннолетних с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;

внедрение обучающих программ-тренингов формирования жизненно важных навыков, активной психологической защиты для обучающихся;

Диагностическая работа.

Для установления причин и степени зависимости используются:

психологическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится только педагогами-психологами;

социально-педагогическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится социальными педагогами, классными руководителями, иными специалистами, владеющими диагностическим инструментарием.

Консультирование.

Консультирование выступает в деятельности наркологического поста в качестве:

инструмента организации контактов с несовершеннолетним или родителем (законным представителем);

способа оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.

Организация положительных устойчивых контактов с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) возможна при соблюдении ряда условий:

установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения, адекватного отношения у них к проблемам и возможным трудностям;

донесение до ребенка, родителя (законного представителя) значимости для преодоления возможных опасных зависимостей, как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной психологической и социально-педагогической помощи, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;

Разработка программ и мероприятий профилактической направленности.

Профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска», стоящими на учете в наркологическом посте.

К ней относятся:

постановка на учет при наличии оснований;

снятие с учета при наличии оснований;

направление к врачу-наркологу;

индивидуальная профилактическая работа.

Исследование в образовательном учреждении информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям.

Данное направление — значимый компонент работы наркопоста, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, их проблемах, путях распространения ПАВ в образовательной среде, так и каналов, по которым эта информация может поступать.

Планирование и регламент работы СПН.

План заседаний СПН рекомендуется составлять на каждую четверть, определив для проведения заседаний конкретный день недели (например, по четвергам). План заседаний заверяется председателем СПН и согласуется с заинтересованными организациями (при необходимости).

Заседания СПН проводятся не реже 1 раза в четверть. При необходимости, проводятся внеплановые заседания по обсуждению проблемных ситуаций, конфликтов, происшествий для анализа ситуации и принятия решения.

Выявление обучающихся «группы риска» проводится постоянно, на протяжении учебного года. Списки несовершеннолетних, для постановки на учет и снятия с учета подаются в наркопост каждую учебную четверть.

По каждому несовершеннолетнему «группы риска» проводится не менее двух заседаний в год с целью недопущения нарушения прав и интересов обучающихся, контроля выполнения индивидуальных коррекционных программ, программ сопровождения и анализа занятости в свободное от учебы время, соблюдения условий соглашения о сотрудничестве с родителями (законными представителями).

 

6.5. Порядок разработки программ и мероприятий профилактической направленности. Профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска», стоящими на учете в наркологическом посте.

 

Разработка программ и мероприятий профилактической направленности.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия наркологического поста и ребенка или родителями (законными представителями), реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы мероприятий групповой профилактической работы могут быть разработаны как:

информационно — пропагандистские;

ролевые;

игровые;

деловые;

досуговые;

направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативного отношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость.

Профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска», стоящими на учете в наркологическом посте.

К ней относятся:

постановка на учет при наличии оснований;

снятие с учета при наличии оснований;

направление к врачу-наркологу;

индивидуальная профилактическая работа.

Основаниями для постановки на учет являются: установленные факты употребления ПАВ (алкогольных напитков, токсических веществ, наркотических веществ систематическое курение). Постановка на учет осуществляется при установлении факта так называемой «первой пробы».

Основанием снятия с учета является отсутствие фактов употребления алкогольных напитков, токсических веществ и наркотиков в течение полугода.

Основаниями для направления к врачу-наркологу являются: установленные факты употребления алкогольных напитков, токсических, наркотических веществ.

Направление выдается медицинским работником родителям (законным представителям) в письменном виде с указанием адреса и телефона ближайшего кабинета врача-нарколога, либо педагогом-психологом (в устной форме). Факт выдачи направления медицинским работником фиксируется в журнале выдачи направлений. Журнал выдачи направлений должен быть прошит, заверен руководителем образовательного учреждения, страницы журнала — пронумерованы. Хранится журнал выдачи направлений в сейфе наркопоста.

Для учета работы с обучающимися, стоящими на учете в наркопосте образовательного учреждения, ведется Индивидуальная карта обучающегося, состоящего на учете в наркопосте (прилагается).

Индивидуально-групповая коррекционная работа с несовершеннолетними «группы риска».

Специалист (педагог-психолог, социальный педагог), осуществляющий сбор данных о детях, склонных к зависимостям, осуществляет формирование и ведение банка данных несовершеннолетних «группы риска». Он дифференцирует проблематику несовершеннолетних и ситуаций, в которых они оказались.

При формировании банка данных несовершеннолетних «группы риска» соблюдается конфиденциальность. Информация обрабатывается и хранится как в бумажном, так и в электронном виде.

Собранные и обработанные данные, содержащиеся на бумажном носителе, хранятся в металлическом сейфе, доступ к которому имеют лица, определенные приказом образовательного учреждения.

Информация в электронном виде должна иметь определенные уровни защиты от проникновения. Информация используется в отчетности в обезличенном виде.

Право доступа к информации о несовершеннолетних «группы риска» имеют: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, родители (законные представители) несовершеннолетних «группы риска», медицинский работник образовательного учреждения, педагог-психолог, социальный педагог; ограниченное право доступа имеют классные руководители (кураторы).

 

 

6.6. Организация работы Совета профилактики наркопоста. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума. 

 

Цель работы Совета профилактики наркопоста (далее — СПН) — оказание комплексной адресной помощи несовершеннолетним «группы риска» в образовательном учреждении и их семьям.

Основные задачи деятельности СПН:

обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

анализировать эффективность деятельности образовательного учреждения по первичной и вторичной профилактике употребления ПАВ в отношении каждого несовершеннолетнего «группы риска»;

обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организовать индивидуально-ориентированную помощь;

организовать конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) по коррекции риска вовлечения несовершеннолетних в наркопотребление.

В целях избежания ситуации психологического давления на родителей (законного представителя), состав СПН, проводимого с целью установления отношений сотрудничества не должен быть многочисленным: председатель (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе), классный руководитель, куратор, социальный педагог, педагог-психолог или инспектор полиции при необходимости (от 4 до 6 человек). Состав СПН утверждаются приказом образовательного учреждения. СПН подотчетен руководителю образовательного учреждения.

Цель психолого-медико-педагогического консилиума — рассмотрение ситуации обучающегося со стороны определения сложности (уровня риска вовлечения в наркопотребление и наркосреду) и определение необходимой и возможной психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям).

Решение о рассмотрении обучающегося на психолого-медико-педагогического консилиума принимает СПН.

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПК) – коллегиальный орган специалистов образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий семье индивидуальную программу (план) мероприятий, направленных на помощь родителям и самому несовершеннолетнему «группы риска» по коррекции поведения, содержащий конкретные психолого-педагогические рекомендации и методики с учетом особенностей здоровья и психофизического развития обучающегося.

В состав ПМПК входят: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе (он же, как правило, является координатором всей профилактической работы в образовательном учреждении, председателем наркопоста и СПН), педагог-психолог, работающий с конкретным обучающимся, состоящим на учете за употребление ПАВ, социальный педагог, медицинский работник. На заседание ПМПК приглашается классный руководитель (куратор индивидуальной программы (плана) сопровождения) обучающегося, родители (законные представители).

К работе ПМПК в целях избежания «утечки» информации и дальнейшей стигматизации несовершеннолетних могут быть привлечены, в случае необходимости, специалисты других учреждений (например, педагог-психолог, врач-педиатр поликлиники, врач-нарколог).

При отсутствии в образовательном учреждении педагога-психолога, медицинского работника функцию по разработке индивидуальных коррекционных программ и программ сопровождения берет на себя СПН.

 

 

6.7. Оценка эффективности деятельности наркопостов.

 

Используются следующие основные направления формирования индикаторов профилактической деятельности.

Первая группа индикаторов связана с процессом реализации профилактической деятельности: показатели, характеризующие сформированность и действенность единого профилактического пространства (скоординированность действий всех субъектов профилактики, число образовательных учреждений, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии; соответствующий целям и задачам программ профилактики состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде).

Вторая группа индикаторов связана с оценкой результатов профилактики на уровне динамики социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики. Показатели этого спектра индикации включают частоту распространенности случаев употребления ПАВ, социальных и психологических последствий злоупотребления и степени их тяжести; показатели, характеризующие группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; оценочные характеристики, отражающие изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, воспитанников, включенных в первичную профилактику или связанных с риском употребления ПАВ.

Третья группа индикаторов связана с оценкой актуальной социальной значимости в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. Эта группа индикаторов включает соответствие уровня общим концептуальным принципам организации, существование продуктивных и действенных форм контроля, а также оценку затрат, необходимых для реализации профилактических мер.

При организации оценки эффективности профилактики в образовательной среде соблюдаются следующие требования:

регулярность (процедура оценки проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач);

целесообразность (организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов);

объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности).

Оценка эффективности может быть внутренней и внешней.

Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.

Внешняя экспертная оценка эффективности профилактики является обязательным компонентом общей оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.